Copyright © 2000 Сергей Дарда

Design © 2003 VEYE Web Studiо
Часть третья. СНОВА ЛЕГЕНДЫ

ГЛАВА 24. ДОПОЛНЕНИЯ К ТЕОРИИ ЗАНГЕРА
Глава 23 Заключение

Эберхард Зангер предоставил ряд веских аргументов, подтверждающих то, что в легенде об Атлантиде рассказывалось о троянском царстве и о событиях, приведших к Троянской войне. К аргументам Э. Зангера я могу добавить лишь следующее.

Доктор Зангер является профессиональным геоархеологом, и ключевой информацией к расшифровке легенды для него стали данные его исследований археологических объектов, подвергшихся действию природных катастроф в конце бронзового века на территории Греции. Он не проводил анализа контингента войск троянцев и греков, что в общем то и не требовалось, поскольку у доктора Зангера хватало и без этого аргументов "за". Тем не менее, без подробной информации о пеласгах, у него возникли трудности в интерпретации следующего участка текста.

На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении.

Зная, что союзниками троянцев были пеласгийские народы, можно сказать, что египетский священник был довольно таки точен в своем описании сферы влияния Трои. Если под островом имелась в виду вся территория Малой Азии, то тогда фраза власть простиралась на весь остров, звучит правдоподобно применительно к Малой Азии. Мы также знаем из свидетельств Страбона и Геродота, что практически на всех островах у побережья Малой Азии жили пеласги и лелеги, что совпадает со словами Платона многие другие острова и соответствует гипотезе Э. Зангера.

Утверждение, что атланты владели Европой вплоть до Тиррении, звучит правдоподобно применительно к троянскому царству. Из списка кораблей Гомера нам известно, что союзниками троянцев были народы, пришедшие из Балканского полуострова, что может быть квалифицировано как, по крайней мере, часть Европы. И хотя Гомер не упоминает ни одного народа, пришедшего на помощь троянцам из Италии, тем не менее, у нас есть свидетельства о том, что в те времена пеласги проживали и на территории Италии (Тиррении). В дополнение к этому, до нас дошла легенда, согласно которой одной из вероятных родин Дардана считали Италию. Все эти факты указывают на то, что существовали какие-то связи между пеласгами Италии, Балкан и Малой Азии. Тогда фразу власть простиралась можно интерпретировать, как свидетельство сферы влияния троянцев, а не как свидетельство буквальной тоталитарной власти над Италией. Так будет уместным процитировать Диодора Сицилийского (5.47.3), который свидетельствует о том, что еще во времена Дардана в Малой Азии сформировался союз многих государств: "Из этих детей Дардан, который был человеком искусным в ремеслах, был первым, кто переправился на самодельной лодке в Азию, где сначала основал город, называемый Дарданом, а затем организовал королевство севернее города, который в поздние времена стали называть Троей, и назвал людей проживающих там дарданами. Говорят также, что он правил многими народами в Азии, и что дарданы проживающие за Фракией, были колонистами высланными им".

Цитата из Младшей Эдды, описывающая Трою сообщает о чем-то похожем но то, о чем писал Платон: "Было там двенадцать государств, и был один верховный правитель. В каждое государство входило немало обширных земель. В городе было двенадцать правителей. Эти правители всеми присущими людям качествами превосходили других людей, когда-либо живших на земле".

Что касается Ливии, то у нас нет прямых свидетельств того, что ливийцы находились в сфере влияния троянцев. Однако, у нас есть много косвенных данных, которые предполагают, что некие союзнические отношения между пеласгами и ливийцами существовали, начиная, возможно, с 15 - 14 веков до нашей эры. Египетские летописи сообщают, что для Египта всегда существовала угроза со стороны Ливии. Нам известно, что ливийцы совместно с пеласгами нападали на Египет, что согласуется с утверждением Египетского жреца о том, что атланты выступали в качестве агрессора против Египта. Интересно, что в египетских летописях времен фараонов Мернептаха и Рамсеса третьего (между 1230 и 1170 годами до нашей эры), есть информация о народе, попытавшемся захватить Египет, и название которого, Tršw, многие ученые идентифицировали с названием тиренцы. И наконец Дардания перечисляется как одно из союзных государств Хеттского царства в битве при Кадеш против египетской армии.

В дополнение к вышесказанному следует добавит свидетельство Льва Африканского относительно жителей севера Африки: "…Третьи считают, что африканцы были якобы жителями каких-то областей Азии. Эти говорят, что из-за войны, начатой против них их врагами, они бежали по направлению к Греции, которая в то время была необитаемой. Но, так как враги продолжали их преследовать, они были вынуждены перейти через Морейское море, и, явившись в Африку, там поселились, тогда как их враги обосновались в Греции. Это относится только к происхождению белых африканцев, т. е. тех, которые живут в Берберии и Нумидии". (Лев Африканский, Происхождение африканцев). Эта легенда о происхождении берберов поразительно совпадает с тем, что мы знаем о пеласгах.

Говоря о Ливии, следует привести следующую цитату из Аполлодора:

После того, как все эти подвиги были совершены, за восемь лет и один месяц, Эврисфей отказался зачесть очищение Авгиевых конюшен и победу над гидрой и назначил Гераклу одиннадцатый подвиг - принести золотые яблоки от Геспериды. Эти яблоки находились не в Ливии, как утверждают некоторые, а у Атланта, там, где обитают гиперборейцы. … Переправившись на противоположный материк, он на Кавказе застрелил из лука орла, клевавшего печень у Прометея: этот орел был порождением Ехидны и Тифона. Геракл освободил Прометея, возложил на себя вместо снятых оков венок из оливы и предоставил Зевсу Хирона, который согласился стать смертным вместо Прометея.
Когда же Геракл пришел к гиперборейцам, где находился Атлант, то, помня о совете Прометея, сказавшего ему, чтобы он сам не отправлялся за яблоками, а, взяв на плечи небесный свод, послал за ними Атланта, все это выполнил
. (Аполлодор, 2. 5. 11)

Если верть тому, о чем писал Аполлодор, то тогда, действительно, нужно предположить, что в давние времена считалось что Атлас держит небосвод не на западе Африки (Гибралтарский Пролив, Геракловы Столпы), а где-то в Причерноморье. И хотя Аполлодор не упоминает названия гор, тем не менее, его свидетельство является аргументом в поддержку гипотезы, высказанной Зангером о том, что в прошлом считалось, что Геракловы столпы находились где-то в Азии, а не в Африке. Вообще древнегреческие историки называли Атласом горы не только на северо-западе Африки, но и горы в центральной и юго-восточной Африке, на Сицилии, на островах Эгейского моря, и на Кавказе. Точно так же и Геракловы столбы могли быть не только горными пиками на Гибралтаре, но и в Ливии, между Корсикой и Сардинией, в Пелопоннесе, в дельте Нила и возле Керчи на побережье Черного моря. А Птолемей упоминает, что индийские Гималаи называли также и Кавказскими горами.

И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли, и все вообще страны по эту сторону пролива

Утверждение о том, что атланты хотели одним ударом завоевать всех, в данном контексте интерпретировать трудно. В легендах о Троянской войне говорится о том, что греки напали на Трою с целью мести за похищенную жену Менелая. В диалогах Платона есть неразрешенное противоречие: с одной стороны диалоги сообщают, что атланты были агрессорами, напавшими на греков, а с другой стороны сообщается, что союз правителей Атлантиды владел огромной территорией, охватывавшей часть Азии, Африки, Средиземноморье и часть Европы, что включало в себя и территорию современной Греции. Мы также знаем, что греческие племена начали прибывать на территорию современной Греции в начале второго тысячелетия до нашей эры, и только к середине второго тысячелетия они основали более или менее стабильные поселения на бывших местах проживания пеласгов. Таким образом, греки были пришельцами, отвоевавшими у пеласгов (или атлантов, как они именуются в диалогах Платона) часть их владений.

Можно предположить, что присутствовал эффект домино: древнегреческие племена начали вытеснять пеласгов из Греции, приведя таким образом в действие этот эффект. Точно так же и после окончания Троянской войны часть пеласгийских племен была вынуждена покинуть Малую Азию, и мигрировать на территорию современных Израиля и Палестины. Тогда, с точки зрения египтян пеласги действительно были агрессорами, в то время как пеласги на самом деле были изгнаны из своих земель, что и ввергло их в территориальные конфликты с Египтом.

Нам ничего не известно о реальных планах троянской коалиции. Ведь возможно, что все возрастающая мощь изгнанных из Греции пеласгийских народов, концентрировавшихся в Малой Азии, вызывала не беспочвенные опасения греков. И тогда сама Троянская война могла быть своего рода предупредительной мерой ахейцев, желавших разрушить крепнущую коалицию эгейцев до того момента, когда они стали бы для греков действительно серьезной угрозой.

В подтверждение существования параллелей между Троей и Атлантидой, Илиада и Энеида предоставляет нам информацию, которая совпадает со следующими словами египетского жреца.

Но позднее, когда пришел срок невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину.

Гомер сообщает в Илиаде, что после отплытия ахейцев, произошел потоп разрушительной силы, который смыл все следы войны с троянской равнины:

И когда, Илион на десятое лето разрушив,
В черных судах аргивяне отплыли к отчизне любезной, -
В оное время совет Посиадон и Феб сотворили
Стену разрушить, могущество рек на нее устремивши
Всех, что с Идейских гор изливаются в бурное море:
Реза, Кареза, Гептапора, быстрого Родия волны,
Эзипа, воды Граника, священные волны Скамандра
И Симоиса, где только щитов и блистательных шлемов
Пало во прах и легли полубоги, могучие мужи:
Устья их всех Аполлон обратил воедино и бег их
Девять дней устремлял на твердыню; а Зевс беспрерывный
Дождь проливал, да скорее твердыня потонет в пучине.
Сам земледержец с трезубцем в руках перед бурной водою
Грозный ходил, и все до основ рассыпал по разливу,
Бревна и камни, какие с трудом аргивяне сложили;
Все он с землею сровнял до стремительных волн Геллеспонта;
Самый же берег великий, разрушив огромную стену,
Вновь засыпал песками и вновь обратил он все реки
В ложа, где прежде лились их прекрасно струящиеся воды.

(Илиада, 12. 15-34)

Следующие строки из Энеиды Вергилия можно интерпретировать двояко: либо как описания землетрясения, либо как обычный в античной литературе прием описывать войны и воюющих людей, как орудия воли богов.

Нет, не спартанки краса Тиндариды, тебе ненавистной,
И не Парис, обвиненный во всем, - лишь богов беспощадность,
Только она опрокинула мощь и величие Трои.
Сын мой, взгляни: я рассею туман, что сейчас омрачает
Взор твоих смертных очей и плотной влажной завесой
Все застилает вокруг. Молю: материнских приказов
Ты не страшись и советам моим безотказно последуй.
Там, где повержены в прах громады башен, где глыбы
Сброшены с глыб и дым клубится, смешанный с пылью, -
Стены сметает Нептун, сотрясая устои трезубцем,
Город весь он крушит и срывает его с оснований.

(Энеида, 2. 601-611)

Двусмысленными звучат следующие строки, в которых троянцы рассказывают царю латинов о причине, заставившей их бежать из родины. Под словом "потоп" Вергилий мог иметь в виду реальный потоп, случившийся вскоре после взятия греками Трои. Но точно так же слово "потоп" могло просто аллегорически означать "нападение" ахейцев. Так или иначе, в этом отрывке проглядывается параллель с вышеупомянутыми строками из Илиады.

Мы от потопа спаслись и, скитаясь по водным равнинам,
Малого просим клочка земли безопасной - приюта.

(Энеида, 7. 228-229)

Не задолго до взятия Трои в Троаде происходили какие-то катаклизмы, которые можно интерпретировать, как предшествующие крупному землетрясению:

Так олимпийские боги, одних на других возбуждая,
Рати свели и ужасное в них распалили свирепство.
Страшно громами от неба отец и бессмертных и смертных
Грянул над ними; а долу под ними потряс Посидаон
Вкруг беспредельную землю с вершинами гор высочайших.
Все затряслось, от кремнистых подошв до верхов многоводных
Иды, и град Илион, и суда медноборных данаев.

(Илиада, 20. 54-60)

С одной стороны, это могло быть гиперболой, подчеркивающей жестокость схватки, но так же это может быть и показателем какой-то сейсмической активности, совпавшей по времени с битвой. Также есть свидетельство Гомера, подтверждаемое свидетельством Аполлодора, что что-то неладное происходило и с рекой, протекающей рядом с Троей.

Река поднялася, волнами бушуя.
Вся, всклокотавши, до дна взволновалась и мертвых погнала,
Коими волны ее Ахиллес истребитель наполнил;
Мертвых, как вол ревущая, вон извергала на берег;
Но, живых укрывая в пучинных пещерах широких,
Их защитила своими катящимись пышно водами.
Страшное вкруг Ахиллеса волнение бурное встало;

(Илиада, 21. 234-240)

Разьяренная река ринулась против Ахиллеса, но Гефест иссушил потоки реки, метнув в нее мощное пламя.
(Аполлодор, Эпитома, 6.7)

Необходимо отметить, что роль Посейдона в Илиаде и в истории Атлантиды была неоднозначной, и это является на самом деле аргумент против теории Э. Зангера. Согласно Гомеру, боги на олимпе разбились на две коалиции, одна из которых неизменно помогала троянцам, а другая - ахейцам и данайцам. При этом роль Зевса состояла в следующем, - он наказывает и поощряет как ахейцев, так и данайцев, таким образом, проявляя мудрость и балансируя события, склоняясь, тем не менее, к тому, что Троя должна быть разрушена. Посейдон же принадлежал к коалиции богов поддерживающих греков, так как троянский правитель Лаомедон когда-то не заплатил уговоренную плату Посейдону за строительство троянской стены.

И только однажды Гомер описывает как Посейдон спас Энея, союзника троянцев, от неминуемой гибели, то ли из сочувствия к герою, то ли из страха перед возможным гневом Зевса, в случае если бы Эней погиб. В диалогах Платона однозначно указано, что Посейдон был верховным богом Атлантиды, что коренным образом отличается от информации, предоставленной Гомером. Однако и цитата из Илиады выявляет некоторую нелогичность, ведь несмотря на то, что Аполлон был обманут равным образом как и Посейдон, тем не менее он остался в коалиции богов, помогающих троянцам.

Искать рациональное объяснение такого рода нелогичностям очень трудно, но мне кажется, что существовала какая то аллегорическая скрытая логика во всем этом. Большинство из богов, принимающих участие в Троянской войне (по крайней мере Зевс, Афина, Афродита, Посейдон, Аполлон, Гефест и Лета) имеют пеласгийское происхождение. Греческие племена, пришедшие на территорию Греции, столкнулись с незнакомой для них окружающей средой. Боги пеласгов, олицетворяющие могущественные силы Средиземноморья, вызывавшие потопы, шторма, землетрясения и извержения вулканов, пугали греков не меньше, чем пеласгов. И у греков не было выбора: они признали этих богов, таким образом, заручившись их моральной и физической поддержкой в покорении неведомой, но обладавшей богатыми ресурсами и хорошим климатом территории. (Точно так же и меройцы, переселившись в Египет, посчитали, что лучше поклонятся местным египетским богам, поскольку они наверняка правят данной местностью, в то время как меройские боги могли принять решение не сопровождать меройцев, но остаться на родине). Таким образом, коалиции богов, описанные в Илиаде, могли просто отражать нужды греков.

Так союзниками ахейцев стали самые влиятельные и "бойцовские" боги: Зевс (верховный бог), Посейдон (власть над морем), Афина (богиня-победительница, мудрость), Гефест (кузнечное ремесло), Гермес (покровитель странников), Гера (покровительница брака), и некоторое время Арей (бог войны). Присутствие Афины в этом списке очень подозрительно, поскольку все исторические источники единогласно сообщают, что Афина была одной из самых почитаемых богинь в Трое. Ее изображение (Палладий) было единственным, что хранило Трою от разрушения все десять лет войны, пока согласно одной из версий, Одиссей не выкрал этот Палладий. Видимо чтобы объяснить эту нелогичность, была изобретена легенда о суде Париса, которая давала Афине "повод" возненавидеть целый народ, который усиленно почитал ее как свою верховную богиню.

Союзниками троянцев были боги, помощь которых важна в мирное время, однако не необходима в делах воинской доблести (за исключением Арея): Аполлон (искусство, здоровье и земледелие), Афродита (любовь и красота), Артемида (охота и природа), Лета/Латона (богиня-мать) и последние годы войны Арей - слабый по греческим меркам, но воинственный бог в греческом пантеоне (в римском пантеоне принявший облик могущественного Марса, бога войны).

… египтяне, записывая имена родоначальников этого народа, переводили их на свой язык, потому и сам Солон, выясняя значение имени, записывал его уже на нашем языке. Записи эти находились у моего деда и до сей поры находятся у меня, и я прилежно прочитал их еще ребенком. А потому, когда вы услышите от меня имена, похожие на наши, пусть для вас не будет в этом ничего странного - вы знаете, в чем дело.

Практика перевода имен и названий, наверное, имела и свои исключения. Именам простых смертных греки наверное не всегда находили соответствия в своем языке, благодаря чему до наших дней все же сохранилось немного оригинальных до-греческих имен.

К аргументу Э. Зангера о том, что покрытые металлами стены не были чем-то необычным в эпоху Троянской войны, я могу добавить цитату из Энеиды Вергилия, в которой упоминаются балки покрытые золотом, которые троянцы бросали на ахейцев в ночь взятия Трои.

Башни рушат на них, черепицу мечут дарданцы, -
Видя последний свой час, на краю неминуемой смерти
Этим оружием они от врагов хотят защититься.
Дедовских древних времен красу - золоченые балки
Катят сверху одни; …

(Энеида, 2. 445 - 449)

Естественно, Вергилий жил гораздо позже Троянской войны, и даже гораздо позже Гомера, но, тем не менее, я не исключаю, что у него был доступ к письменным свидетельствам или устным сказаниям, все еще существовавших в его время, но которые канули в лету в более позднее время. Примеров тому, что любая, даже очень важная информация легко предается забвению, очень много. Этрусская культура была похоронена Римом на долгие века, и только в сравнительно недавнее время этрусская цивилизация, почти случайным образом, была заново открыта. Точно так же греки в седьмом веке до нашей эры уже не знали, что их предки всего четыреста лет назад имели письменность. Свидетельство легенды об Атлантиде о письменности перекликается с тем, что Гомер в Илиаде упоминал наличие письменности в конце бронзового века.

Малая Эдда (стр. 30) также сообщает о богатом убранстве Трои: "Первым их делом было воздвигнуть святилище с двенадцатью тронами и престолом для Всеотца. Нет на земле дома больше и лучше построенного. Все там внутри и снаружи как из чистого золота. Люди называют тот дом Чертогом Радости".

их отношения друг к другу в деле управления устроялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле
(Платон, Критий)

… разгневался царь, таковое услышав;
Но убить не решился: в душе он сего ужаснулся;
В Ликию выслал его и вручил злосоветные знаки,
Много на дщице складной начертав их, ему на погибель;
Дщицу же тестю велел показать, да от тестя погибнет.

(Илиада, 6. 167 - 171)

Следующие строки из Крития рассказывают об обычае вести записи, носящие особую важность, на пластинах из золота:

окончив суд, они с наступлением дня записывали приговоры на золотой скрижали и вместе со столами посвящали богу как памятное приношение.

То, что обычай делать записи на золотых пластинах был в ходу у пеласгов, подтверждает находка а Итальянском городе Пурги двух золотых пластин (примерно седьмой век до нашей эры) с надписями на этрусском языке. С. Билбия, который предоставил свой вариант расшифровки надписи на полотнище загребской мумии, расшифровал ряд других надписей на пеласгийских языках, включая надпись на этих золотых пластинах. Согласно его расшифровке, золотые таблицы из Пурги являлись древним документом, свидетельствовавшим передачу прав собственности на пользование землей одним из этрусских правителей своим подданным.

Возможно именно с Посейдоновыми предписаниями перекликается информация из Старшей Эдды (Песни о богах. Прорицание Вельвы. 60):

Встречаются асы
на Идавелль-поле,
о поясе мира
могучем беседуют
и вспоминают
о славных событиях
и рунах древних
великого бога.

Более подробное рассмотрение следующих строк из диалогов Платона может приблизить нас к их пониманию.

Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы: всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей и воздвигло военные трофеи

Характеристики, которые египетский жрец дает грекам всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, вполне подходят и для описания ахейцев Гомера. Действительно, к тому времени у ахейцев уже был значительный военный опыт, и к тому же они были действительно сильны духом, если с твердой верой в победу они решили плыть в незнакомую страну. Фраза измена союзников может быть интерпретирована по-разному. Гомер ничего не сообщает о дезертирстве, за исключением ссоры Агамемнона с Ахиллесом, который отказался вести свои войска в бой, чем едва не вызвал поражение всей экспедиции. Возможно, что под изменой египетский жрец подразумевал именно этот эпизод Троянской войны. Но возможно, что объяснение этой фразы заключается в том, что существовал конфликт внутри греческих племен еще до начала Троянской войны.

Легенды сообщают, что приблизительно за восемьдесят лет до Троянской войны Геракл с небольшим флотом, если сравнивать с флотом Агамемнона, завладел Троей, и взял в заложники сына Лаомедона, Подарка. Легенды так же сообщают, что между сыном Геракла, Гиллом и Атреем, отцом Агамемнона, произошел конфликт из-за обладания Арголидой и Микенами. Гилл вызвал на поединок самого сильного ахейца на следующих условиях. Если победит Гилл, то дорийцы селятся в Арголиде. Если же победит ахеец, то гераклиды (потомки Геракла) переселятся на север и в течении последующих ста лет не будут притязать на обладание Арголидой. Гилл был убит в поединке, и гераклиды мигрировали в сторону Македонии. Историки ассоциируют приход гераклидов на территорию Греции с вторжением дорийцев. На основании данных Фукидида и легенд о Геракле, А. Бартонек ("Златообильные Микены". Стр. 269), высказал предположение, что это произошло примерно за двадцать лет до Разрушения Трои.

Таким образом, имеет место поразительное совпадение событий. С одной стороны, согласно легендам, Парис похитил Елену за двадцать лет до разрушения Трои. С другой стороны, гераклиды покинули Микенское государство также за двадцать лет до взятия Трои. Платон пишет, что государство греков из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе. Естественно, что вышеописанную межплеменную распрю между ахейцами и дорийцами трудно назвать словом измена, однако нужно учитывать, что повествование ведется со слов египтянина, и возможно за словом измена скрывается слово уход, миграция. Либо степень вражды между ахейцами и гераклидами (дорийцами) была такой сильной, что ахейцы огульно обвинили гераклидов в предательстве, после того как сами же их и изгнали. Естественно на этом межплеменная распря не закончилась, и отбыв в ссылке положенный срок, дорийцы вернулись и отвоевали некогда потерянные ими территории. То, что Гомер в Списке кораблей особо указывает на происхождение одного из военачальников со стороны греков, а именно, Гомер пишет о том, что Триполем Гераклид с девятью кораблями прибыл с Родоса (периферия греческих владений) на помощь Агамемнону, указывает на то, что этот контингент гераклидов был скорее исключением в рамках Троянской кампании.

Р. Зангер пишет, что одной из первоначальных причин рытья каналов, было желание отвести воду, заболачивавшую Троаду и создававшую угрозу малярии, в море. То, что такая акция в те времена не являлась чем-то невероятным, подтверждается свидетельством Павсания:

У Лелега было двое сыновей, (старший) Милет и младший Поликаон. Куда и по какой причине выселился Поликаон, я скажу в другом месте. 2. По смерти Милета, власть принял его сын Эврот. Стоячую воду с равнины, которая заболачивала ее, он отвел в море, прорыв канал. Когда вода болота была спущена, а оставшаяся образовала речной поток, он назвал его Эвротом. (Павсаний, Лаконика. 1. 1)

Говоря о малоазийской бронзе, Э. Зангер упоминает, что возможными месторождениями олова, необходимого для получения бронзы, обладают Афганистан и Британский Корнуолл. Если верно то, что изделия из оловянной бронзы изготавливали в Троаде а не импортировали, то тогда оловянную руду должны были экспортировать в Малую Азию из других стран. То, что троянцы использовали олово для украшения медных доспехов, свидетельствует Гомер в Илиаде (23. 562). Мы знаем наверняка, что в классический период (первое тысячелетие до нашей эры) олово для производства бронзы поставляли в Грецию из Корнуолла и Испании. Известно также что свинец во времена Гомера поставляли в Грецию из Индии.

Вот что пишет о свинце Плиний (34. XVI): "Свинца есть два рода, черный и белый. Драгоценнейший белый называется у греков Касситерос (cassiteros). Об оном баснословят, яко бы с островов Атлантического моря привозится на судах плетеных из прутьев, и обшитых кожею. Ныне достоверно известно, что оный (т. е. Белый свинец, олово) родится в Лузитании и Галлеции, в местах, где верхняя земля песчаниста и черного цвета; познается только по тяжести. ... Черный свинец употребляем мы на трубки и листы; искапывается он великим трудом в Испании и во всей Галии. А в Британии находится в верхнем земляном черепе в таком великом изобилии, что из того воспоследовал само собою закон, чтобы не выплавлять оного более известного количества, (потому, что через то потерял бы цену, и сделался дешевле).

Помимо летописных данных у нас есть еще и данные изотопного анализа (А. Волков, Археология: от белых пятен к точной науке. Знание-Сила, 12/00): "Чтобы узнать происхождение металлов, а значит, оценить характер торговых отношений далекой эпохи, археологи применяют два метода - нейтронную активацию и изотопный анализ. Ведь у каждого месторождения есть свои "документы" - состав микроэлементов и изотопов. Правда, первому из них не всегда можно доверять. Состав микроэлементов - а его исследуют, облучая образец нейтронами, - меняется при обработке материала, например при его выплавке. Изотопный анализ надежнее. Кстати, во время раскопок в Трое именно он показал, откуда ее жители могли получать олово для выплавки бронзы. Были проверены все известные месторождения в радиусе свыше двух тысяч километров, но лишь оловянный колчедан из далекого Таджикистана был схож с находками из Трои. Вполне возможно, что олово привозили именно оттуда, ведь находят же в Трое лазурит из Афганистана или янтарь из Балтики, столь же отдаленных земель. Торговые трассы со всех сторон света проходили через Трою. В бронзовом веке границы рухнули. Из скудного мирка общины люди попадали в бескрайний мир, совершая путешествия на тысячи километров".

Одна из гипотез предполагает, что древние финикийцы привозили олово в Малую Азию из Корнуоллских рудников, и что секрет их местонахождения хранился в строгой тайне, поскольку торговля оловом приносила огромные прибыли. Некоторые историки считают, что позже эстафетная палочка контроля рынка металлических руд Средиземноморья перешла к Римской империи, и что именно оловянные залежи Британского Корнуолла и были той главной причиной, по которой Рим упорно добивался контроля над далеким островом.

К сожалению неизвестно, ходили ли пеласгийские мореходы к Берегам Британского острова до Троянской войны. Нам также неизвестно, где именно в Афганистане обитали дардские племена в конце второго тысячелетия до нашей эры. Однако мне кажется вполне правдоподобной версия, согласно которой троянцы не покупали руду у иноземных купцов, а основывали рудодобывающие колонии в местах, где троянские колонисты находили нужную руду (Британия, Балканский полуостров, Афганистан). Ведь у нас есть сведения о дардах Афганистана, Балкан, а также свидетельство британских авторов о том, что Брут с троянцами прибыл в Британию через несколько поколений после Троянской войны, а само название Корнуолл происходит от имени одного из троянских вождей. Одна из версий о том как богатая залежами олова Дардания Балканского полуострова была основана, утверждает, что Дардан послал туда колонистов из Малой Азии (середина второго тысячелетия до нашей эры). Геродот косвенно свидетельствует о том, что олово в античные времена привозили из Британии, когда писал, что он лично сомневается в том, что когда-то олово привозили в Грецию из островов на дальнем западе.

Что касается орихалка, то и тут имеются интересные параллели. В Естественной истории ископаемых тел Плиний пишет следующее про орихалк (34. I): "Aurichalcum (орихалк) - златоцветная медь (латунь), которая давно уже почиталась медью отличной доброты, но в великом была уважении. Но с давнего времени не находится по истощении земли".

Хотя для античности, судя по скудным археологическим данным, изделия из латуни представляли собой сравнительную редкость в силу того, что технология выплавки латуни сложнее, чем технология выплавки бронз, тем не менее, кое-какими находками историки располагают. На территории современной Индии были найдены изделия из латуни датируемые 2200 - 1500 годами до нашей эры. Изделия из латуни также находили и на территории Персии (второе тысячелетие до нашей эры), Пелопоннеса (15 век до нашей эры), Египта, острова Кипр (11 век до нашей эры), Фригии (8 - 7 века до нашей эры) и в Этрурии (пятый век до нашей эры). Если между Индией и Малой Азией в тот период существовали культурные, экономические и миграционные связи, то не так уж и удивительно то, что троянцы где-то в тринадцатом веке до нашей эры могли обладать секретом изготовления латуни.

Платон пишет об Атлантиде, что "... самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова". В главе о Малой Азии (13.1.56) Страбон пишет, что "Есть камень в окресностях Андир, который, будучи сожженным, превращается в железо, а затем, когда его разогревают в печи с добавкой какой-то земли, выделяет цинк; цинк же при добавке меди превращается в "смесь", которую некоторые называют также oρειχαλκoν. Цинк находят также недалеко от Тмола. Это те местности, на которых ранее проживали лелеги, точно так же как и возле Асса". Гомер в Илиаде пишет, что лелеги были союзниками троянцев, а мы знаем уже, что лелеги и троянцы принадлежали к одной группе народов, между которыми были тесные культурные, технологические и экономические связи. Учитывая это, можно предположить, что у троянцев были все условия для изготовления латуни.

Существует любопытная параллель между названиями некоторых металлов, в санскрите и в греческом языке (http://sarasvati.simplenet.com/html/minerals_and_metals.htm ). Слова в санскрите, которые обозначали свинец и латунь это kastira и arakuta соответственно. В греческом языке им соответствуют κασσιτεροζ (касситерос – белый свинец, олово) и ορειχαλκον(орихалкос – интерпретируется как горная или золотая медь). Сходство названий настолько велико, что оно ввергло ученых в до сих пор неразрешенный спор о том кто у кого заимствовал технологии – древние греки у древних индийцев или наоборот. На мой взгляд, современные археологические данные говорят о первенстве древней Индии в выплавке бронз и латуни (с еще большим временным приоритетом северной Персии). Учитывая, что до прихода греков в средиземноморье пеласгийские народы уже имели развитую металлургию, можно предположить, что и названия этих металлов были либо заимствованы греками у пеласгийцев, которые, в свою очередь, заимствовали металлургические технологии у древних индийцев, либо греческие племена сохранили эти названия в своем языке с времен далекой индоевропейской общности. Однозначно можно сказать, что в слове орихалкос первая часть ори не связана с словом золото aurum, поскольку в санскрите золото это hirana (которому вероятно близки греческое χρυσος, аккадское hurasu и финикийское hrs, означающие золото – И. Шифман, Финикийский язык, Л. Липин, Аккадский язык), hataka(Hataka – золотая страна, лучшая страна), которые так же как и слова hari(желтый), hima (зима), hardi (сердце) претерпели изменения в других индоевропейских языках: в русском h превратилось в з и c; любопытно, что финикийское hwh, означающее жить, похоже имеет связь со славянским живаху, где поменялись местами Х и Ж. Другие слова в санскрите означающее золото это su-varna, svarna, sanasi, camicara,kanaka, kankana, hemaka, heman, rauhma, rukmamaya, kala-dhauta. Любопытно также, что древнеиндийскому kupya (медь, недрагоценный металл) соответствует греческое κυπριος (медь) - от названия острова Кипр, где добывалась медь.

О богатстве Малой Азии драгоценными металлами сообщает и Младшая Эдда (стр. 30): "Следом построили они дом, в котором поставили кузнечный горн, а в придачу сделали молот, щипцы, наковальню и остальные орудия. Тогда они начали делать вещи из руды, из камня и из дерева. И так много ковали они той руды, что зовется золотом, что вся утварь и все убранство были у них золотые, и назывался тот век золотым, пока он не был испорчен женами, явившимися из Етунхейма".

И, наконец, любопытны некоторые параллели между версией Платона, версией Дарета и русской версией Повести о пленении Трои. Дарет утверждает, что греческие войска собрались в Афинской гавани перед тем, как отправиться в поход на Трою. Была ли эта гавань возле Афин, либо же гавань именуемая Афинской, в честь богини Афины, которая существовала неподалеку от Микен, нам сегодня не известно, но видна явная параллель с Афинами, упомянутыми Солоном.

Что касается индийцев и слонов, упоминаемых в русской версии, то опять же, первоисточник этой информации нам не известен, хотя сама параллель со слонами, упомянутыми Солоном явно на лицо. Одна из версий, которая пытается объяснить каким образом слоны попали в русскую версию предполагает, что летописец, который переводил историю о Троянской войне на русский язык, слабо разбирался в географии, и спутал гору Ида с Индией. Эта версия явно притянута за уши, поскольку Идейские горы принадлежали Троаде, чего переводчик, если он был образованным человеком, не мог не знать. Птолемей упоминает, что горы в Согде, вероятно Тянь-Шань, назывались Индийскими горами (Птолемей, 6.12); зная, что троянцам помогали войска, пришедшие "из Аскании далекой", можно предположить, что между Средней Азией и Малой Азией в те годы были налажены связи, что не исключало путешествий троянцев в Асканию/Сакасену и Индийские горы в Согде.

Вполне возможно, что слоны в Малой Азии не были диковинкой в то время. По крайней мере в соседнем Египте боевые слоны и индийские дрессировщики слонов были известны до троянской войны (Индия в древности, стр. 588): "Самым ранним свидетельством контактов индийских и африканских цивилизаций, очевидно, можно считать появление в долине Нила зебу. Зебу - уроженцы Индостана - были завезены на территорию древнего Египта в середине II тысячелетия до н. э. из Передней Азии, хотя прямые контакты народов Африки и Индостана восходят к эллинистическому времени. ... Вероятно, первые индийцы прибыли в Африку как воспитатели и погонщики слонов. Интересно, что в "Толковом словаре" Гезихия говорится: "Инд - человек, чтобы управлять слоном из Эфиопии"".

Суммируя упоминания Индии, слонов и эфиопов индийских, картина получается следующей. Дарет упоминал эфиопов индийских, Платон упоминал слонов, русская версия упоминала индийцев и слонов, Гомер не упоминал ни слонов, ни индийцев, ни эфиопов. Нужно учесть, что Гомер из десятилетнего периода осады Трои осветил в Илиаде всего лишь небольшой отрезок времени в конце десятого года, и оборвал свое повествование тогда, когда Ахиллес вывел свои войска мстить за Партокла. Русский вариант Повести о пленении Трои сообщает, что после того как Ахиллес опустошил троянские рати мстя за своего друга, Приам обратился за помощью к амазонкам. После того, как пришедшие на помощь амазонки погибли в боях, Приам обратился за помощью к индийскому царю Тавтанию. Таким образом Гомер не упоминал ни амазонок, ни эфиопов индийских, так как их появление на сцене по времени не вкладывалось в те рамки, которыми ограничил свою Илиаду Гомер.

Остается только добавить, что Троянская война - это своего рода бездонный кладезь теорий и гипотез, которые будут утолять жажду еще не одного поколения.

Глава 23 Заключение