Copyright © 2000 Сергей Дарда

Design © 2003 VEYE Web Studiо
Часть первая. ЛЕГЕНДЫ

Глава 4. ДАРДАНИЯ

4.4. ДАРАДЫ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Глава 4.3 Глава 4.5

Страбон.

Книга 15. Индия, Ариана, Персия.
Глава 1.

(37) По общему мнению, вся страна по ту сторону Гипаниса является наилучшей, однако точных описаний ее не существует. Сведения же, передаваемые писателями, преувеличены и носят более фантастический характер в силу незнакомства со страной и ее отдаленности от нас. Таковы, например, рассказы о муравьях, роющих золото, и других созданиях - животных и людях - своеобразных по внешнему виду и совершенно необычных в смысле некоторых своих природных данных. Так, например передают о долговечности серов, которые растягивают время жизни даже за 200 лет. …
(44) Неарх утверждает, что видел шкуры муравьев, роющих золото, похожие на леопардовые шкуры. Мегасфен же передает об этих муравьях следующее: в стране дердов, большого индийского племени, живущего к востоку в горах, есть плоскогорье почти 3000 стадий в окружности. Под этим плоскогорьем находятся золотые рудники, где рудокопами - муравьи, животные величиной не меньше лисиц; они отличаются необычайной быстротой и живут ловлей зверей. Зимой это животное копает землю и собирает ее в кучи у входов в норы подобно кротам. Это - золотой песок, требующий только незначительной плавки. Соседние жители тайком приезжают за этим песком на вьючных животных; если это происходит открыто, то муравьи упорно борются с ними и преследуют бегущих; настигнув людей, они убивают их вместе с вьючными животными. Для того чтобы муравьи их не заметили, похитители разбрасывают в разных местах куски мяса диких зверей и, когда муравьи разбегаются за добычей, уносят золотой песок. Не умея выплавлять золото, они продают песок в необработанном виде купцам за любую цену.

Геродот.

(3. 91.) Саттагиды же вместе с гандариями, дадиками и апаритами платили 170 талантов. Это - седьмой округ. … (Область Пешевара и южная часть современного Афганистана)
(3. 102) Другие индийские племена, напротив, обитают вблизи области Пактики и ее главного города Каспатира севернее прочих индийцев. По своему образу жизни они приближаются к бактрийцам. Это самое воинственное из индийских племен, и они умеют добывать золото. В их земле есть песчаная пустыня, и в песках ее водятся муравьи величиной почти с собаку, но меньше лисицы. Несколько таких муравьев, пойманных на охоте, есть у персидского царя. Муравьи эти роют себе норы под землей и выбрасывают оттуда наружу песок так же, как это делают и муравьи в Элладе, с которыми они очень схожи видом. Вырытый же ими песок - золотоносный, и за ним-то индийцы и отправляются в пустыню. Для этого каждый запрягает в ярмо трех верблюдов, по бокам - верблюдов-самцов, которые бегут рядом, как пристяжные, а в середине - самку-верблюдицу. На нее они и садятся, выбирая преимущественно спокойную, которая только что ожеребилась. Их верблюды быстротой не уступают коням, а, помимо того, могут нести гораздо более тяжелые вьюки.
Примечание автора: Геродот передает здесь древнейшую форму легенды, возникшей в Ладаке на тибетско-индийской границе (легенда сохранилась в тибетской, монгольской и китайской версиях). Новелла принадлежит местным золотоискателям и купцам и выдумана, чтобы отпугнуть конкурентов.
(3. 104.) В такой верблюжьей упряжке индийцы отправляются за золотом с тем расчетом, чтобы попасть в самый сильный зной и похитить золото. Ведь муравьи от зноя прячутся под землей. Солнце в стране этих народов самое знойное утром, а не как в других местах в полдень. …
(3. 105) Когда индийцы приедут на место с мешками, то наполняют их (золотым песком) и затем как можно скорее возвращаются домой. Муравьи же тотчас, по словам персов, по запаху почуяв их, бросаются в погоню. Ведь ни одно животное не может сравниться с этими муравьями быстротой (бега), так что, если бы индийцы не успели опередить их (пока муравьи соберутся), то никто бы из них не уцелел. Так вот, верблюдов-самцов (те ведь бегут медленнее самок и скоро устают) они отвязывают в пути и оставляют муравьям (сначала одного, потом другого). Самки же, вспоминая оставленных дома жеребят, бегут без устали. Таким-то образом индийцы, по словам персов, добывают большую часть золота, а некоторые гораздо меньшее количество выкапывают из земли.

Pliny. Natural History

Книга 9. 36.
… Рога индийского муравья, помещенные в храме Геракла, были достопримечательностью Эрифра. Эти муравьи выбрасывают золото наружу из своих земляных нор в районе на севере Индии, называемом страной Дард. Эти создания цветом похожи на котов и величиной с египетского волка. Золото, которое они добывают зимой, индийцы воруют в жаркую летнюю погоду, когда жаркое солнце заставляет муравьев прятаться в норы; но, тем не менее, они, учуяв запах людей, выскакивают из нор и упорно жалят людей удаляющихся на очень быстрых верблюдах: вот такую скорость и свирепость эти существа соединяют в себе с любовью к золоту.

The Geography
Claudius Ptolemy

Книга 7. Глава 1.
Местонахождение Индии по эту сторону Ганга.

… Ниже истоков Инда проживают дарадраи (Duradrae) и их горы вверх от их страны. Ниже истоков Бидаса, Сандабалиса и Адриса находится Каспирейский район. Ниже истока Бибасиса и Зарадруса располагается Диамонский район, и ниже истока Ганга находится Цылиндрина, и ниже Ламбаты и Свастены находится Горея.
Города там следующие:

Carnasa 120 34 15
Barborana 120 15 33 40
Gorya 122 34 15

Махабхарата. Книга вторая Сабхапарва или Книга о Собрании.

... Сын карателя (демона) Паки (Арджуна) покорил страну, находящуюся под покровительством владыки богатства (Куберы), бхимасена - восточную, Сахадева - южную, и Накула, знаток оружия, о царь, покорил западную страну. ...
Сказание о покорении мира. Глава 23. 7-10.

Победив его, могучерукий сын Кунти, Дхананджая, двинулся оттуда в северную страну, охраняемую подателем богатства (Куберой). ...
Сказание о покорении мира. Глава 24. 1-12.

Затем Киритин, тот бык среди пандавов, потомок Куру, вместе со всем своим войском сокрушил сухмов и чолов. Потом сокрушительным натиском потомок Куру, наделенный великой доблестью, подчинил своей власти неприступный бахликов. Забрав отборную часть войска и оставив несущественную, пандвава, сын карателя Паки, покорил затем дарадов вместе с камбоджами. И племена дасью, которые обосновались на северо-востоке, и которые проживали в лесу, - всех их покорил тот властелин. Также лохов, восточных камбоджей и северных ришиков - всех их, обьедененных вместе, о великий царь, победил Пакашасани. ... И покорив в сражении горы Хималая вместе с Нишкутой, тот бык среди мужей, достигнув Белой горы, расположился там лагерем.
Сказание о покорении мира. Глава 24. 13-27.

... (Города) же Антакхи и Рому, а также город яванов он подчинил своей власти лишь (отправив туда) гонцов и заставил их платить дань. ...
Сказание о покорении мира. Глава 28. 48-53.

Слушай меня, о безупречный, я буду рассказывать о великом скоплении богатств, преподнесенных царями в виде дара царю (Юдхиштхире) по случаю жертвоприношения. Те, которые живут по берегам реки Шайлоды, (текущей) между (горами) Меру и Мандарой, в усладительной тени бамбука кичака и колючего бамбука, а именно: кхаши, экашаны и аджьохи, прадары и диргхавену, пашупы и кунинды, танганы и паратанганы, - те цари доставили грудами золото, измеряемое сосудами дрона, принесенное им в виде дара муравьями и поэтому называемое муравьиным.
Сказание об игре в кости. Глава 48. 1-11.

Каявьи, дарады, дарвы, шуры и вайямаки, аудумбары, дурвибхаги и парады вместе с бахликами; кашмиры, кундаманы, паураки и хансакаяны; шиби, тригарты и яудхейи, мадры и кекайи из воинственных царских родов; амбаштхи, каукуры, такшьи и вастрапы вместе с пахлавами; васати вместе с маулеями, кшудраками и малавами; шаундики, куккуры и шаки, о владыка народов; анги и ванги, пундры, шанаватьи и гайи - все эти лучшие кшатрии, благородного происхождения, принадлежащие к определенным родовым объединениям, с оружием в руках принесли богатства сотнями для (царя) Аджаташатру.
Сказание об игре в кости. Глава 48. 12-21.

Дарады - название народа, населявшего страну Дараду, отождествляемую с нынешним Дардистаном, который расположен севернее Кашмира, на верхнем берегу Инда. Столицей ее был город Даратпури, который отождествляют с Гурезом.
Комментарии.

Рома - по-видимому, название города Рима или Римского государства.
Комментарии.

Город яванов - т. е. город ионийцев, или греков, по-видимому Александрия.
Комментарии.

Меру - в индийской мифологии название горы в Хималаях. Меру иначе называется Сумеру-парвата (гора Сумеру), которая отождествляется с Рудра-Хималаями в Гарвале, где Ганга берет свое начало.
Комментарии.



География Индии по материалам Махабхараты
Источник: A Historical Atlas of South Asia,
Edited by Joseph E.Schwarzberg

Махабхарата. Книга третья лесная (Араньякапарва).

… не стерпел Кришна и сказал Юдхиштхире: "Богатство Партхов, какое наблюдал я при совершении раджасуи в Индрапрастхе, недостижимо было для других царей. (Я видел) там всех земных владык, трепетавших перед (вашим) ратным пылом и (силой) оружия: вангов, ангов, паундров, удров, чолов, дравидов, андхараков, обитателей океанских побережий и жителей городов, синхалов, барбаров, млеччхов и прочих жителей леса, сотни (жителей) царств, лежащих на западе, близ океана, пахлавов, дарадов, киратов, яванов и шаков, харахунов, чинов, тукхаров, жителей Синдху, джагудов, раматхов, мундов, танганов и правителей Царства женщин - я видел, как эти и многие другие (народы) явились прислуживать тебе при жертвоприношении, о бык бхарата!"
Сказание о восхождении на небо. Глава 48. 15-22.

Труднодоступна, о Индра царей, тиртха Шашаяна, где озера залиты лунным светом, где неизменно, из года в год, как только наступит день полнолуния в месяц карттика, (паломники) совершают омовение в Сарасвати, о великий царь, достойнейший бхарата! Тот, кто придет и искупается здесь, о муж-тигр, начнет излучать сияние, как сам Несущий (знак) зайца; он обретет также плод (дарения) тысячи коров, о бык бхарата!
Сказание о паломничестве к тиртхам. Глава 80. 120-122.

... Они забыли о своих печалях, когда увидели любимое лотосовое озеро Куберы, к которому являются боги и сиддхи... Миновав поселения чинов и тухкаров, дарадов и дарвов, а также богатую сокровищами Кунинду, мужи-герои пересекли неприступные отроги Химавана и увидели столицу Субаху.
Сказание об удаве. Глава 174. 8-19.

Барбары - букв. "заики", почти точный эквивалент греческого понятия "варвары"; так определялись пришельцы с территорий, лежавших за северо-западной границей древней Индии, а также отдельное племя, ассоциировавшееся с пахлавами, яванами, шаками и т. п.
Словарь географических названий.

Карттика - название месяца (соответствует октябрю-ноябрю), когда полная луна находится поблизости от созвездия Криттики (Плеяд).
Криттики - созвездие Плеяд, шесть жен семи великих мудрецов, олицетворяющих звезды Большой Медведицы; считаются матерями Сканды.
Словарь предметов и терминов.

Махабхарата. Книга пятая Удьйогапарва или Книга о Старании.

Пуст будут созваны цари Бриханта и Сенабинду, Пападжит и Пративиндхья, Читравармана и Сувастука; Бахлика и Мунджакеша, и, конечно, сам повелитель чедиев, Супаршва и Субаху, и Паурава, могучий герой на колеснице; также цари шаков, пахлавов и дарадов
Сказание об усилиях царей. Глава 6. 1-9.

Млеччхи - иноземцы (называемые также варварами). Согласно Махабхарате, к млеччхам относятся племена: пахлавы, шабары, шаки, яваны, пундры, кираты, драмиды, или дравиды, синхалы,

дарады

и др.
Комментарии.



География Индии по материалам Рамаяны
Источник: A Historical Atls of South Asia,
Edited by Joseph E. Schwartzberg

Махабхарата. Книга седьмая Дронаправа или книга о Дроне.

Проявив свою доблесть, Мадхава низринул в пучину моря своевольно летающий город дайтьев Саубху, охранявшийся Шальвой и (считавшийся) неприступным. Он победил в сражении ангов, вангов и калингов, магадхов, племена Каши и косалов; ватсов, гаргов и карушей, а также пундров. Также племена из Авантии и из южных областей, горцев и дашераков; кашмирцев и аурасаков, пишачей с мандарами; камбоджей и ватадханов, чолов и пандьев, о Санджая, тригартов и малавов и дарадов, труднопобедимых, множество (других племен), явившихся из различных областей в защиту ашвашаков, а также яванов вместе с их приверженцами - всех победил Лотосоглазый.
Сказание о посвящении Дроны. Глава 10. 10-18.

А Бхутаварман, Кшемашарман и доблестный Каракарша, калинги, синхалы и восточные племена, шуры, абхиры и дашераки; шаки, яваны и камбоджи, а также хансапады, шурасены, дарады, мадры и кекайи, с потоками слонов, конницы, колесниц и пехотинцев, сотнями и тысячами расположились у шеи (этого строя).
Сказание об убиении саншаптаков. Глава 19. 1.8.

Те, что знают силу волшебства асуров, страшные видом и со страшными глазами, - яваны и парады, и шаки вместе с суниками, и млеччхи, происходящие из утробы коровы (Нандини), ловко разящие и напоминающие (посланцев) Смерти, а также дарвы и абхисары, дарады и пундры вместе с бахликами - все те полчища (наводняли поле брани) сотнями и тысячами, и их невозможно было исчислить.
Сказание об убиении Джаядратхи. Глава 68. 37-45.

Давая коням возможность дышать свободно, езжай медленно и старательно к вражескому войску, туда, где стоят вон эти воины, закованные в панцири, предводительствуемые Дурьйодханой; жестокие в своих деяниях, камбоджи, облаченные в доспехи и трудноодолимые в бою, и яваны, вооруженные луками и стрелами и искусно разящие (врагов); и (где находятся) шаки, кираты, дарады, варвары и тамралиптаки, и многие другие млеччхи с разнообразным оружием в руках, - все они стоят с лицами, обращенными ко мне, и жаждущие сразиться со мною!
Сказание об убиении Джаядратхи. Глава 95. 8-14.

Тогда, (возвратившись) снова, бастамукхи, дарады, кхаши и танганы, амбаштхи и кунинды, с мечами и копьями в руках, стали непрерывно метать со всех сторон в Сатьяки ливни камней.
Сказание об убиении Джаядратхи. Глава 97. 34-41.

Махабхарата. Книга восьмая о Карне (Карнапарва).

Всеведущи яваны, о царь, и еще более того - шуры.
Книга о Карне. Глава 30. 76-82.

Шуры - некий неиндийский народ, упоминаемый вкупе с дарадами и бахликами, или, как в "Карнапарве", с греками (яванами). Поскольку говорится об их учености, превосходящей даже ученость греков, можно предположить, что речь идет о сирийцах.
Комментарии.

Encyclopedia of Religion and Ethics
Edited by James Hastings

Дарды (Dards).
Дарды - народ, арийского происхождения, населяющий страну у Гильгита, между Кашмиром и Хинду Кушем, и вниз по ходу Инда почти до того места, где он выходит из ущелья на равнины. Колонии этого народа также находятся дальше на восток в Балтистане, где их знают под именем Брокпасов, или же Горцев. Вместе с Кхосами из Читрала и Хинду Куш Кафирами из Кафиристана, Дарды классифицированы современными писателями как потомки Писачей (Piśăchas и Ωμoφαγoι), упоминаемых санскритскими авторами. Такая классификация не была принята всеми учеными, однако, пока что ни одной альтернативы не было выдвинуто. Хотя их происхождение арийское, язык дард не может быть классифицирован ни как Индийский, ни как Иранский, поскольку он отделился от основной ветви после того как индийская ветвь "мигрировала" в сторону Кабульской долины, но раньше того времени, когда характерные черты иранского языка развились полностью. Их упоминал Геродот (3. 102-105), хотя и не называя их дардами. С другой стороны, санскритские авторы знали их как дарады, и они являются тем народом, который Мегасфен и Страбон называли дердаи, и те, кого Птолемей называл дарадраи, и кого Плиний и Нонус называли дардами. Большинство дард принадлежит племени Шин, и их язык это язык Шина либо очень тесно связанная с ним форма языка. По религии современные дарды почти все мусульмане, но колонии Брокпа в Балтистане исповедуют буддизм как и их соседи. Не известно когда дарды стали исповедовать ислам, но вплоть до средины прошлого столетия ислам исповедовался очень мало. И даже после правления Нафу Шаха остатки до-исламской религии еще оставались, так что дарды исповедовали весьма отличающуюся форму религии от той, которую начали исповедовать те, кто присоединился к последователям Корана.
Например, вплоть до приблизительно 80 лет назад, мертвых сжигали и не хоронили, и этот обычай практиковался тут и там вплоть до 1877 года, когда последний такой ритуал был зарегистрирован. Память об этом ритуале все еще живет в обычае зажигания костра возле могилы после похорон. Вместо того, чтобы считать собаку нечистым животным, дарды считают собаку другом человека так же, как и любой англичанин. Женитьба племянников в первом колене, обычай, распространенный между мусульманами, рассматривается с ужасом как кровосмесительный союз жителями верхних Шинских племен. Несмотря на то, что ислам распространил лунный календарь, древнее солнечное времяисчисление основанное на знаках зодиака, до сих пор существует. Согласно Биддулпу, "Ислам (1880) все еще не распространил обычай изолировать женщин, которые сегодня свободно общаются с мужчинами по любому поводу. Молодые парни и девушки различных семей обедают и разговаривают вместе без ограничений". …
… Они не будут пить молока и трогать ни одного молочного продукта в любой форме и считают, что, нарушив этот обычай, можно обезуметь. В этом нет ничего от поклонения. Наоборот, они считают корову грязным животным и основывают свое убеждение на том основании, что такова воля местных божеств. …
… Это (религия дард) самое настоящее поклонение природе, практикуемое земледельцами и пастухами, проживающими на суровой земле, среди самых высоких гор в мире. Язык писача, который составляет важную часть дардских языков, как уже упоминалось, что-то среднее между индийским и иранским языком, и одна из его ярчайших характеристик это то, каким необычным образом он сохранил в себе древние арийские формы речи почти без изменений вплоть до самого сегодняшнего дня. То же самое может быть сказано и о религии дард. …

The Encyclopedia of Islam
New Edition

Дардистан.
Название территории лежащей между Хинду Кушем и Кагханом, между 37° северной широты и 73° восточной долготы, и 35° северной широты и 74° 30' восточной долготы, страна Дард мифологии Хинду. В самом узком смысле она включает Шина-говорящие территории, то есть Гильгит, Астор, Гураюз, Килаш, Годур, Даркл, Тангир, и так далее, или территорию, которую сегодня называют Ягистан. В более широком смысле, это подчиненные государства Гунзы, Нагара и Хитрала (включая часть известную как Ясин), сегодня образующие северные районы Пакистана, включая Дардистан; и в еще более широком смысле - части того, что вплоть до самого последнего времени называлось Кафиристаном. …
Странно, но у дард нет общего названия, и каждое племя населяет отдельную долину и носит отдельное название, произведенное в большинстве случаев из названия района проживания.
История Дардистана, который был так впервые назван Доктором Г. В. Лейтнером после его пребывания там в 1866 году, это история его составляющих частей, а именно история Гунзы, Нагара, Хитрала, и так далее. Главным врагом Дард, которые вообще являются миролюбивым народом, была страна Догров в Кашмире при его первом правителе Гулябе Синге. Он провел ряд экспедиций против дард. В 1850 году большая армия Сиков, посланная против Килаш, потерпела сокрушительное поражение. В следующем году, армия на 100000 человек больше, под предводительством Бакшы Хари Синга, успешно разрушила форт Килаш и разогнала окружающие племена, пришедшие на помощь Килашу. …

Encyclopedia of Indian Culture
R. N. Saletore

Дарады.
Дерды (Дарады) Мегасфена, которые описаны им как почти дикое, первобытное племя, добывающее из-под земли золото с помощью муравьев. Мегасфен, как и в большинстве других случаев, в его утерянной книге Индика, которая дошла до нас только в отрывках, наверное, написал это под впечатлением слухов. Эти дарды, как сообщают, обменивали золотой песок на необходимые им товары. Им удалось дожить до наших дней только потому, что Калхана осудил их, вместе с Бхаутами (современные Бхотияс) и Млечхами как нечестивых. Утверждают, что они опустошили Кашмир и были ответственны за потерю его религии. … Иногда в истории Кашмира они становились настоящей угрозой. Они вмешивались во внутренние дела управления страной, вызывая социальные беспокойства, которые создавали безвыходные положения, и распространяли недовольство.

ENCYCLOPǼDIA IRANICA

Дардистан.
Названием Дардистан когда-то описывали крайний северо-западный район Индийского субконтинента, простирающийся от Кашмира до Кабула. Как раз отсюда и стали развиваться индийские языки - юго-западный иранский Дари и северо-восточный иранский Пашто. Первоначальная форма слова Дард исходит из слова Дардае (Плиний, Птолемей). Названия же Дардский или Дардистан, однако, не являются в обиходе в этом районе; скорее они были приняты западными учеными после того, как Г. В. Лейтнер использовал их в своих книгах в конце 19 века (1877, 1887, 1893, 1894, 1895). Была выдвинута гипотеза, что слово "дард" возможно является местным словом означающим "пещера", одновременно были также выдвинуты и другие гипотезы о происхождении этого слова. …
Использование дардского языка значительно упало в результате происшедших этнических изменений. На западе жители Кабульского Кохестана были исламизированы в начале 19 века, и теперь население, говорящее на пашто, называет их таджиками, по названию населения, говорящего на персидском и проживающего на горной территории Хинду Куш в центральной Азии, Кохестане и Фарсиване. Многие из тех, кто ранее говорил на Пашай, теперь называются Сафи и часто называют себя по имени той горной долины, в которой они проживают, например Панжшер, Нежрав, Тагав, Лагман, Даррайе Нур и Печ. В это же время, в Свате и Кохестане на Инде многие народы, прежде говорившие на дардском языке, теперь заявляют, что они паштуны, хотя они и говорят на языке урду. На основании изучения дардских похоронных обрядов и обычаев Карл Джеттман утверждал, что дардский язык происходит из центральной Азии.

A history of Ladakh
A. H. Francke

(стр. 57)
Современное население западного Тибета является результатом продолжительного процесса смешения по крайней мере трех народов, два из которых принадлежат арийской группе, а один численно превосходящий два предыдущих - монгольского происхождения. Арийские народы - это Дарды из Гильгита и Моны северной Индии (возможно из Кашмира). Монголы являются народом Тибета.

(стр. 62)
Почти в каждом поселке западного Тибета можно найти одну или несколько семей, которые называют себя монами. Эти люди в большинстве своем музыканты и столяры, и пользуются малым уважением со стороны остального населения. Их низкое социальное положение заставляет нас предположить, что они принадлежат к нации, которая изначально отличается от тибетского народа, и которая была покорена в прошлом.

(стр. 67-71)
Вполне возможно, что колонизация западного Тибета монами и дардами не столкнулась с оппозицией тибетских кочевников, поскольку их интересы лежат в различных направлениях; и, хотя несколько орошаемых равнин и были заняты этими арийскими народами, помимо этого оставалось достаточно много пастушьих угодий для стад тибетцев. Но возможно, что иногда вспыхивала вражда между дардами и монами, и моны были покорены в этой борьбе. Иначе очень трудно объяснить, почему социальное положение монов стало намного ниже чем положение дард.
Хотя никаких письменных упоминаний о дардах западного Тибета нами еще не обнаружено, все же нам известно гораздо больше о дардах, чем о монах. Главная причина этого в том, что определенное количество дард все еще не потеряло свой язык, и выстояло волну тибетской культуры, которая их захлестнула. В настоящее время существует два дардских племени на территории бывшего ладакхского царства, которые сохранили свой родной язык: дарды из Дра и дарды из Да. Самый интересный случаи представляют собой дарды из Да. Дарды из Дра стали мусульманами примерно триста лет тому назад, и в результате этого большая часть их фольклора была уничтожена. Дарды из Да не приняли ни веры Мухаммеда ни ламаизма со всей искренностью, и таким образом их уникальность была сохранена.
Действительно, дарды из Да празднуют раз в три года праздник (а иногда и чаще), во время которого они пытаются забыть на несколько дней, что они попали под власть тибетских и догрийских правителей. В течении этих нескольких дней они хотят быть только дардами, и в длинных гимнах они воспевают прежние времена их истории. И это с помощью этих гимнов мы узнаем что-то из их прошлого.
В шести из этих гимнов они называют все те колонии на реке Инд, которые были основаны этим особым дардским племенем; и самая восточная из них - это колония Ронг чу Ргуд, на далеком расстоянии от Леха, в районе, который мы бы и не могли предположить как район дард. На соответственной карте все современные и бывшие поселения дард заштрихованы. Те районы, в которых все еще говорят на дардском языке, закрашены темным цветом на карте. Те регионы, которые по словам дард были колонизированы их предками во время переселения из Гильгита, означены вертикальными линиями. Те районы, где я обнаружил следы дард в форме развалин замков, заброшенных оазисов или кладбищ означены горизонтальными линиями.
Судя по карте, становится очевидным, что влияние дард на развитие западного Тибета было огромным, и мы с удивлением спрашиваем, как же это так случилось, что они исчезли с большей части территории страны. Известна ли история их упадка? Народные предания рассказывают нам о последних днях дард; но их исчезновение было не везде одинаковым. Кажется мало вероятным, что народ, который Геродот называл самым воинственным из всех индийских народов сдался бы так легко, и до нас дошли предания, рассказывающие о упрямом сопротивлении последних дард. Так в Nyerags приводится следующая история о падении этих дард: "Дарды были окружены в их замке (возможно тибетцами), и когда их запасы питья и еды закончились, они решили погибнуть вместе. Они все собрались в центральном зале замка, и старейшина столкнул камень, на котором стояла центральная колонна, подпирающая крышу, и упавшая крыша похоронила их всех". История о дардах из Хану рассказывает следующее: "Тибетский правитель, который считал жителей Хану своими подчиненными, приказал им присоединиться к остальному населению, выполняющему принудительные работы. Один пожилой дард воспротивился правителю, говоря, что это ниже достоинства дард быть его рабами. Тогда этого старика попытались принудить работать одного в присутствии правителя. Когда и это не помогло, его замуровали живьем. Когда стена достигла его шеи, старика еще раз спросили, готов ли он работать, но поскольку он отказался, его окончательно замуровали". Однако, похоже, что старик не погиб бесполезной смертью, поскольку, как гласит почти стертая надпись на скале несколько миль выше Хану, правитель все-таки освободил дард от принудительных работ. … Для того, чтобы лишить дард Хану их национальных чувств, последний тибетский царь запретил говорить на языке дард, и разослал шпионов, которые доносили на каждого, кто говорил на языке дард.
Исчезновение дард из Калатцы, например, произошло возможно мирным образом, если верить местным преданиям. Все те дарды, которые жили между Калатце и маленькой деревушкой Скиндинг, переселились вниз за Калатце или вверх от Скиндинга, один за другим, и были вполне довольны тем, что их отибетили. Только в нескольких домах в Калатце в день нового года возносятся молитвы на языке дард духу, хранящему домашний очаг, поскольку это божество, как утверждают, еще не научилось тибетскому языку в достаточной степени. …
Что касается племен Хинду Куша, в частности дард из Да, то было высказано предположение, что они переселились из Гильгита примерно в семнадцатом веке. Конечно, возможно, что некоторые семьи переселялись даже и в недавнее время. Но переселение всего племени произошло гораздо раньше семнадцатого века.

(стр. 79)
Как мы уже упомянули в предыдущих главах, орошаемые долины западного Тибета были подвергнуты культивации арийскими племенами монов и дард. Дарды при этом показали необычайное мастерство в постройке водяных каналов вдоль почти недосягаемых скал. Продукты их полей и стад пользовались спросом среди тибетских кочевников, и оживленный бартер между этими двумя племенами приводил, очевидно, ко многим матримониальным "сделкам", так что общее население приумножалось, чей образ жизни в результате комбинировал занятие сельским хозяйством с кочевым образом жизни.

Дарды, Дардистан, Дардский:
Этнографическая, географическая и лингвистическая загадка

http://www.monitor.net/~jmko/karakoram/dard.htm

John Mock, Ph.D.

Каракорум представляет исключительное этническое, географическое и лингвистическое разнообразие, где высокие горы и переплетающиеся глубокие русла рек часто являются граничными линиями, разделяющими людей по этническим и лингвистическим признакам. Эта топография, однако, скорее всего направляла, чем сдерживала миграции людей таким образом, что всегда существовал постоянный контакт между различными народами, говорящими на разных языках. Сегодняшняя социальная и лингвистическая ткань жизни в Каракоруме является результатом процесса постоянной конвергенции и дивергенции.

Линейная классификация языков Каракорума представляет нам моментальный снимок генетически связанных друг с другом языков в какой-то один момент, но не объясняет происходящих сегодня изменений, связанных с контактами народов в настоящее время, и не дает никакой информации о связи между соседними, но генетически не связанными (то есть не имеющими общего предка) языками.

В прошлом британские исследователи разместили почти все языки народов верховья реки Инд между Кашмиром и Кабулом в одну группу, отличая только этнически и лингвистически только тибетский народ балтов как отдельную группу. Эта объединяющая классификация, однако, запутывает вопрос этнических особенностей разных групп людей и их связей между собой. Произошло не только объединение разных этнических групп, но также и объединенные различные этносы затем послужили для лингвистической классификации, что в свою очередь предоставило основу для географической классификации. Каждый термин нес за собой социальный, политический и идеологический багаж, что привело к загадке терминов дарды, Дардистан и дардский. Понимание того, каким образом возникла эта загадка поможет нам понять то, как сегодня мы оцениваем ситуацию в Каракоруме.

Ни один из народов сегодня проживающих в Каракоруме и его окрестностях не называют себя дардами, свою страну Дардистаном, а свой язык - дардским. Само слово дард является неизвестным словом в языках этого региона, за исключением персидского заимствования через язык урду, в котором это слово значит боль. Почему же тогда термин неизвестного происхождения используется современными учеными так часто? В работах Фусмана (1972), Туччи (1977), Мюллера-Стелректа (1979), Етмара (1980), и Вохра (1982, 1983, 1988, 1989) дают нам примеры того как часто в разных случаях используется термин дард учеными. Грахам Кларк подверг сомнению широкое применение этого термина, указывая на то, что Дардистан это несуществующая страна а термин Дард "это случайная материализация термина... не имеющая твердой основы ни в головах людей, ни в классических источниках, ... проистекающее из неправильных выводов сделанных теоретиками раннего периода" (Кларк 1977:325-45). По мнению Кларка, этнографический состав Дардистана, населенного дардами, это "развитие генеалогических связей" основанных на "связи между письменными источниками прошлого и современными людьми, которая скорее предполагается, чем подтверждается". Шмидт, подходя к проблеме скорее с сточки зрения лингвистики, замечает, что " термин Дардистан предполагает политическое объединение, которого никогда не было" (Шмидт 1984:678). Аллан, с географической точки зрения, замечает, что реклама гомогенного Дардистана от Кашмира до Кабула в конце 19 столетия "отражала попытку тех, кто поддерживал имперские амбиции Индии связать северо-западные границы индии с Кашмиром (Аллан 1993:26). В этих дискуссиях поп поводу термина Дард, однако, важные Каракорумские источники не рассматривались вообще, а именно Раждатарангини и недавно переведенный эпиграфический материал. Таким образом, уместным будет рассмотреть данный вопрос с учетом всех имеющихся источников: греческие и римские источники; кароштийская и брахманская эпиграфическая информация; эпические произведения на Санскрите и из Пуран; данные Кашмира; административные данные времен Британской колонии; возникновение термина Дардский как термина лингвистической классификации; и в завершение, обсудить области применения трех вышеупомянутых терминов, и их относительную действительность.

Греческие и Римские источники.

В общеизвестной Истории Геродота (4 век до нашей эры), упоминался воинственный народ на границе Индии, возле которых находятся золотодобывающие муравьи. Геродот называет этот народ Дадикаи как одну из групп народов, жившую в седьмой сатрапии Ахаменитской империи. Страбон, который писал гораздо позже (64 год до нашей эры до 23 года нашей эры) и Плиний (23 год нашей эры до 79 год нашей эры) повторяют историю Геродота, и называют этот воинственный народ Дардами. Александр Македонский, чье путешествие предоставило богатый материал по географии Индии классического периода, вероятно не встретил Дард, но он побывал в местности, называемой Дедала. Куртис сообщает, что Александр воевал с Ассакенами (Assakenoi) в Дедале (Daedala). Туччи предположил, что Ассакены это Скифы, чье имя происходит от слова лошадь (Туччи 1977:29). Дадикаи Геродота возможно являются персидским вариантом произношения этнонима Дарды, которое упоминается в Пуранах, что Страбон и Плиний применили к воинственному народу, который они приравняли с Ассакенами Куртиса. Таким образом, возможно Геродот черпал информацию из ранних пуран. И наконец Птолемей предоставил нам карту, на которой Инд протекает по стране дарад, термин, который, как предполагают, был получен Плинием из Санскритских источников или Пуран.



География Индии согласно работам греческих авторов раннего периода
Источник: Historical Atlas of South Asia, Edited by Joseph E. Schwartzberg

Санскритский эпос и Пураны

Информация из санскритских источников о дардах, хотя правдивость этой информации не подтверждена, указывает на то, что знатоки этих источников знали о дардах. Синх цитирует отрывки из Ваю, Брахманд, Маркандеи, Ваманы, и Падма Пуран (Синг 1972). Дарды также упоминались и в Брхатсамхите и в Ману, где они унизительно классифицированы как млечхи. Махабхарата упоминает о них как о деградировавших Кшатриях (XII 35, 17-8 у Синха 1972). Вероятно термин дарды мог быть употреблен не как этноним, а как термин, описывающий отчаянных людей, поселившихся на северо-западе, за пределами цивилизованного мира. Их земля граничит со страной женщин (Strirajaya). Эти фантастические и плохо описанные районы и народы там обитающие, принадлежат как историографии, так и мифической литературе древней Индии. Дэвид Уайт, в рассуждениях о европейских, китайских и индийских данных по поводу этого народа, указывает, что "они - это негативность, пробел на границах концептуальных карт вселенных по этим сконцентрированным на себе традициям" (Уайт 1991:117).

Эпиграфические данные

Три надписи на скалах по берегам Инда и Гилгита на юге Каракорума предоставляют самые ранние эпиграфические данные о дардских королях. Одна надпись найдена там, где современная дорога между Гилгитом и Скарду пересекает реку Гилгит, над мостом, который называли Аламским, а теперь называют Фархадским. Надпись на очень плохом языке Харошти, и Фуссман считает, что надпись дарадаража (adaraya) означает Короли Дард (Фуссман 1978:1-6). Вторая надпись найдена на Террасе Чилас, возле села Чилас вдоль реки Инд. Надпись изучали Дани (1983) и Хинубер (1989). Она написана брахмингским шрифтом. Хинубер опубликовал транслитерацию srir daranmaharajavaisrava, что он интерпретирует как великие короли дард (1989:57-8). Третья надпись находится сразу же под Тхалпанским мостом через Инд со стороны Тхалпана. Она также написана с помощью брахминского алфавита. Хинубер опубликовал транслитерацию daratsu maharaja sri vaisravanasena ssatrudamanah, которую он перевел как "славные Вайсраванасены, покорители врагов, великий правитель земли дард" (1989:59). Хинуберг предполагает, что эта надпись упоминает того же правителя Ваираванасена, и датирует надпись четвертым или пятым веком нашей эры. Он пишет, что этот правитель "является вторым древнейшим правителем Дард, чье имя нам известно, и которое идет сразу же после Дарадараджи упоминаемом в надписи у Аламского моста (1989:59). Эти надписи, вероятно, единственные надписи сделанные самими дардами о себе.

Кашмирские источники

Калхана в Раджатарангине (Хроники кашмирских правителей), впервые упоминал "страну дард" как место, в котором находилась Вихара, построенная царем Сурендрой (Stein 1979: I, 93, 17). Сурендра был пятым царем после Ашоки, которого Калхана идентифицирует как известного Ашоку третьего столетия до нашей эры. Дарды упоминаются затем, вместе с бхауттами и млеччами, как нечистые народы во времена правления Михиракулы, которые жили от времен Лаукики 2372-2442 (Stein 1979: I, 312-6б 46). Сиркар дает нам следующие даты: между 515 и 545 годами нашей эры от времени Михракулы, основываясь на надписях в Гвалиоре (Sircar 1965: 424-5). Стейн предлагает сноску о правлении Михракулы, которую будет уместным процитировать здесь в полном объеме:

"Дарады - это современные дарды, о территории проживания и этнографии можно прочесть у Drew, Jummo, стр. 393. их местопребывание, которое кажется не изменилось со времен Геродота, простирается от Ситрала до Ясина поперек регионов реки Инд в Гилгите, Силасе и Бунджи вплоть до долины Кишанганга на самом севере Кашмира. Племена, населяющие Кишангангу это те племена, которые упоминаются во всех частях хроники, где упоминаются дарады или дарды".

В Раждатарангине, эти люди упоминаются, как проживающие на севере Кашмира, и как часто пытающиеся захватить Кашмир и/или вовлеченными в интриги различных фракций Кашмира. Позже их упоминали в той части хроники, которая повествует о правлении Лалитадитьи-Мукта, около 750 года нашей эры, который "не мог терпеть тот факт, что дарды всегда пили вино" (Stein 1979: IV, 169). Кроме этого дарды упоминаются во времена правления Шанкаравармана в 883-902 годах нашей эры (Stein 1979: V, 152-155б 206). Здесь Калхана перечисляет правителей страны Дард: Акаламангала, во времена правления царя Кашмира Ананты, 1028-1063 нашей эры (VII, 167), Видхьядхара Шахи во времена правления Харсы, 1089-1101 (VII, 913), Ягаддала во времена правления Уккалы, 1101-1111 (VIII, 209), Манидхара во времена правления Суссалы, 1112-1120 (VIII, 614), и Ясодхара во времена правления Яясимхи, 1128-1149 (VIII, 2454). Во времена Калханы, правитель дард присоединился к оппозиции и воевал против Яясимхи, в результате чего потерпел поражение (VIIII, 2764-2873). Очевидно, что Калхана отчетливо называет людей, проживавших в северо-западной части Каракорума дардами. Была ли это одна этническая группа людей, или же этот этноним покрывал многие неуправляемые и пьющие вино народы, проживающие в горах, сегодня сказать трудно.

Использование терминов в колониальный период

Стейн (Stein 1979: I, 312-316, 46) предполагает, что существует связь между людьми, которых в классические времена греческие авторы называли дарадраями и людьми в северо-западных частях Кашмирского Каракорума. Стейн упоминает Фредерика Дрю, колониального офицера, как знатока этнографии народа дард. Однако еще до Дрю дард впервые упоминал Мир Иззет Улах, который был помощником Вильяма Муркрофта, ветеринара Восточно-индийской Кампании. Иззет Улах был послан Муркрофтом из Кашмира через Лех в Ярканд, в поисках лошадей. Его записки были переведены с персидского на английский и опубликованы в Квартальном Ориенталистском журнале в Калькутте в 1825 году. В этих записках он упоминает "дард, независимое племя в горах, три или четыре марша от Драс, которые говорят как на языке пашту, так и на языке дард" (Izzet Ullah 1843:286). Скорее всего тут упоминалась Асторская долина, куда можно попасть через Деосайские долины от Драс, где сегодня, как и раньше, говорят на языке шина, и где вряд ли встретишь пушту. Х. Х. Вилсон, профессор санскрита в Оксфордском университете, подготовил записки самого Муркрофта для публикации. Он добавил сноску о репортаже Иззета, связывая этих дард с дардами классических греческих и санскритских работ, "немногие народы прослеживаются в течении такого длительного исторического периода в том же самом месте, как эти, так как это именно они являются теми дарадами упоминаемыми в санскритских источниках о географии этих мест, а также дарады или дарадраи Страбона (Wilson in Moorcroft 184:II, 266). Складывается впечатление, что Вилсон открыл этих людей, которых на основании работ географов-классиков он ожидал встретить именно на этом же самом месте.

Связь между прошлым и будущим таким образом установлена, и термин стал общепринятым после частого употребления. Затем появился Лейтнер, как непримиримый адвокат этнографической и политической реальности существования дард и Дардистана, замечая, что "страна со времен ее посещения мной в 1866 году известна как Дардитсан, хотя на имя "дарды" ни одно из племен этой страны, которых я встречал, не заявляло прав" (Leitner 1983:59). Хотя Роберт Шоу упоминает в сноске, что "Я слышал, что люди Дра племени дард называют дардами народ от которого они происходят в Асторе именем дарде" (Shaw 1878:27ft), хотя ни один из авторов по этой тематике не подтверждает этого. Наоборот, Джон Бидулп, который провел много лет в Гилгите как политик, написал, что "ни одно из племен, которые называют дардами в этом регионе не признают этого этнонима" (Biddulph 1880/1977:156). Бидулп воспринимает лейтнеровский термин "Дардистан" как "название, основанное на непонимании" (Biddulph 1880/1977:8), но принимает этот термин как удобный способ обозначить тяжелый, разнообразный и в основном неизвестный Каракорум между Кашмиром и отрогами Хиндукуша. Использование этого термина любопытно совпадает с тем, как в санскритских источниках подобным термином обозначали неопределенные свирепые народы, жившие в горах за границами цивилизации. Таким образом не удивительно, что в наши дни все еще упоминаются фантастические элементы из более ранних источников. В Словаре племен и каст Пунджаба и северо-западных границ изданном в 1919 году написано, что "племена, населяющие современные Кафиристан, Гилгит, Читрал, назывались Писача или "поедающие сырое мясо", и традиции и ритуалы каннибализма до сих пор еще живы среди шин Гильгита, вай и башлаг Кафира, и в Дардистане". И действительно, дарды Гильгита имели репутацию каннибалов в Кашмире еще в 1866 году (Ibbetson, Maclang, and Rose 1919:25). Год 1866 это год визита Лейтнера в Гильгит, где он слышал известные легенды о царе-каннибале Гильгита, Шри Бадате (Mock 1997). Лейтнер преуспел в том, что он дал имя стране, не смотря на то, что ее границы являются зыбкими. "Дардитстан, или страна дарад индийских мифов, включает в себя в узком смысле страны, в которых население говорит на языке шина (Гильгит и т.д.); в широком смысле, Хунза, Нагир, Ясин, и Читрал; и в самом широком смысле - также и части Кафиристана" (Leitner 1893:1). Видимо он не чувствовал необходимости указать на каком основании его термин распространялся на эту территорию.

Лингвистика

Дардистан Лейтнера, в его широком смысле, стал основанием для классификации языков на северо-западе индоарийской лингвистической области (которая включает современный Афганистан, северный Пакистан и Кашмир). Г. А. Гриерсон предложил включить подгруппу дардских языков в семейство индоарийских языков на основаниях, похожих на основания, на которых Лейтнер предложил термин "Дардистан". "Учитывая широкое употребление термина "Дардитсан", удобно бы было дать общее наименование "дардские" всем языкам, на которых говорят жители этого участка между Хиндукушем и Индией". (Grierson 1919:1). Первоначально Гриерсон назвал эти языка термином "писача", но отказался от него в пользу термина "дардский", так как Писача - это демон-каннибал в санскритской мифологии. Гриерсон цитировал упоминания Макгриндла о том, что еще греки и римляне писали о дарадраях, дердах, дардах, дарданиях, дарада упоминалась в Раджатарангине, санскритские легенды упоминали дард, и лейтнеровский термин Дардистан - это все и побудило его ввести лингвистический термин "дардский" язык.



Колонизация Ладака дардами
Источник: A history of Ladakh. By Francke, A. H.

Глава 4.3 Глава 4.5