Copyright © 2000 Сергей Дарда

Design © 2003 VEYE Web Studiо
Часть первая. ЛЕГЕНДЫ

ГЛАВА 7. "ВАРВАРЫ" СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ, АЗИИ И ЕВРОПЫ

7.1. ЛЕЛЕГИ, КАРИЙЦЫ, ЛИДИЙЦЫ, ТИРРЕНЦЫ
Глава 6 Глава 7.2

Геродот.

(1. 94) Нравы и обычаи лидийцев одинаковы с эллинскими, за исключением того, что лидийцы разрешают молодым девушкам заниматься развратом. Первыми из людей они, насколько мы знаем, стали чеканить и ввели в употребление золотую и серебряную монету и впервые занялись мелочной торговлей. Сами лидийцы утверждают, что и игры, которые ныне в ходу у них и у эллиноы, - их изобретение. Лидийцы изобрели эти игры именно в то самое время, как говорят, когда выселились в Тирсению. О себе они рассказывают так: при царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод (от недорода хлеба). Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал все более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства. Чтобы заглушить голод, они поступали так: один день все время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на следующий день ели, прекращая игры. Так лидийцы жили 18 лет. Между тем бедствие не стихало, а еще даже усиливалось. Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и (новой) родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и поставили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя (Тирсена), который вывел их за море, тирсенами. Лидийцы же на родине были порабощены персами.
(4. 45) … Ведь Ливия, как обычно думают в Элладе, получила свое имя от местной женщины Ливии, Азия же - от супруги Прометея. Впрочем, лидийцы также желают присвоить себе имя Азии. По их словам, Азия названа от Асия, сына Котия, внука Манеса, а не от супруги Прометея.

Страбон.

Книга 7. Истр, Германия, Таврика, Скифия, Фрагменты.
Глава 7.

(2) Что касается лелегов, то некоторые считают их одной народностью с карийцами, другие же напротив, только близкими соседями и соратниками: вот почему, утверждают они, некоторые поселения в Милетской области называются поселениями лелегов, а во многих местностях Карии встречаются могильные курганы лелегов и заброшенные укрепления, так называемые "укрепления лелегов". Во всей теперь так называемой Ионии жили карийцы и лелеги. Однако, ионийцы вытеснили их и сами завладели этой страной, хотя еще раньше завоеватели Трои изгнали лелегов из области около Иды т. е. Близ Педаса и реки Сатниоиса. Доказательством того, что лелеги были варварами, можно считать их связь с карийцами. Что же касается того, что они кочевали не только вместе с карийцами, но и одни, да притом с давних пор, на это ясно указывает и Аристотель в "Политиях". Так, например, в "Политии акарнанцев" он сообщает, что часть страны занимают куреты, а лелеги и телебои владели западной частью; в "Политии этолийцев" Аристотель называет современных локров лелегами, указывая, что они владели также и Беотией (то же самое он говорит и в "Политиях опунтцев и мегарцев"). В "Политии левкадийцев" он называет также какого-то местного жителя лелега, его внука по дочери Телебоя и 22 сына Телебоя, причем некоторые из них, по его словам, обосновались в Левкаде. Однако, можно поверить Гесиоду, который так говорит о лелегах:

Властвовал некогда Локр над славным народом лелегов,
Их-то Кронион Зевс, кому ведомы вечные мысли,
Девкалиону передал - из земли избранное племя.
(Фрг. 141б 3б Паульсон)

Мне кажется, этой этимологией поэт намекает на то, что они издревле являлись каким-то смешением разноплеменного сброда, поэтому этот народ вымер. То же самое можно было бы сказать и относительно кавконов, теперь уже нигде не существующих, хотя прежде они обитали во многих местах.

Книга 12. Малая Азия, Каппадокия, Понт, Вифиния, Галатия, Мисия, Фригия.
Глава 7.

(3) Остальные из упомянутых горных писидийцев разделены на несколько племен под властью тиранов, они подобно киликийцам занимались разбоем. Как говорят, какие-то лелеги - кочевое племя - в древности смещалось с ними и осталось там в силу одинакового уклада жизни. Город Сельга первоначально был основан лакедемонянами, а еще раньше - Калхантом.

Глава 8.

(5) Карийцы и лелеги в прежние времена были островными жителями, а при помощи критян стали жителями материка.

Книга 13. Малая Азия, Лесбос, Пергам.
Глава 1.

(7) … Ведь Троей Ахиллес называет землю, опустошенную им: но вместе с другими местностями он разорил и область против Лесбоса по соседству с Фивой, Лирнессом, и Педасом, принадлежавшем лелегам, а также владения Еврипила, сына Телефа. …

Третье владение, принадлежавшее лелегам, было равным образом троянское:

Дочь престарелого Альта,
Альта, который над племенем царствует храбрых лелегов,
(Ил. 21. 86)

от дочери которого Приам родил Ликаона и Полидора.

(49) Обогнув Лект, подходим к самым знаменитым городам эолийцев и Адрамиттскому заливу, где поэт, по-видимому, помещает большинство лелегов и разделенных на две части киликийцев. Здесь простирается также прибрежная область митиленцев с несколькими поселениями материковых митиленцев. Этот залив называется также Идейским; ведь горный хребет, тянущийся от Лекта к Иде, возвышается над передними частями залива, где поэт изображает первые поселения лелегов.

(50) Об этом, однако, речь была уже раньше. Теперь же следует добавить, что поэт упоминает какой-то Педас, город лелегов, подвластный Альту:

Альтес, который над племенем царствует храбрых лелегов,
Градом высоким Педасом у Сатниоента владея. (Сатниоент - река)
(Ил. 21. 86) …

(51) … Антандр Алкей называет "городом лелегов":

Антандр впервые, град лелегов.
(Фрг. 65. Бергк)

Напротив, Деметрий Скепсийский помещает его среди примыкающих к ним городов, так что он оказывается в области киликийцев; ведь территория киликийцев примыкает к лелегам, так как киликийцы несколько ближе лелегов соприкасаются с южным склоном Иды.

(56) … Цинк находят также поблизости от Тмола. Это местности, которые занимали лелеги, равно как и области около Асса.

(58) Мирсил называет Асс колонией мефимнейцев; Гелланик же считает его эолийским городом, так же как и Гаргары и Лампония были эолийскими городами. Ведь Гаргары были основаны ассийцами, но мало заселены, так как цари послали туда поселенцев из Милитополя после его опустошения. Поэтому жители Гаргар, по словам Деметрия Скепсийского, превратились из эолийцев в полуварваров. Однако, по Гомеру, все эти места принадлежали лелегам, которых некоторые считают карийцами, а Гомер упоминает их отдельно:

К морю карийцев ряды и стрельцов криволуких певонов,
Там же лелегов дружины и кавконов…
(Ил. 10. 428)

Поэтому это было племя, отличное от карийцев; жили они между племенами, подвластными Энею, и народностями, называемыми у Гомера киликийцами. После опустошения их территории Ахиллесом они переселились в Карию и завладели областями около современного Галикарнасса.

(59) Однако покинутого ими города Педаса более уже не существует. Но во внутренней части страны, принадлежавшей галикарнассцам, был город, названный ими Педасами; еще и теперь местность эта называется Педасидой. В ней, как говорят, лелеги основали даже 8 городов; лелеги в прежние времена были столь многочисленны, что завладели не только частью Карии вплоть до Минда и Баргилий, но даже отторгнули большую часть Писидии. Впоследствии, совершая походы вместе с карийцами, они рассеялись по всей Греции и племя их совершенно исчезло. 6 из 8 городов Мавсол объединил в один город Галикарнасс (как рассказывает Каоллисфен), но Сивнгелы и Минд он сохранил. Геродот рассказывает: когда этим педасийцам и их соседям грозило какое-нибудь несчастье, то у жрицы Афины вырастала борода; и это случалось с ними трижды. Есть также городок Педас в области современной Стратоникеи. Во всей Карии и в Милете показывают еще могилы, укрепления и следы поселений лелегов.

Глава 3.

(1) Так как существовало такое родство между лелегами, киликийцами и троянцами, то отыскивают причину, почему они не помещены в Списке Троянцев. Вероятно, после гибели их вождей и разрушения городов незначительное число уцелевших киликийцев находилось в подчинении Гектора, как военачальника. Ибо Эетион и его сыновья считаются погибшими, до того как был составлен "Список Троянцев":

Старца, отца моего, умертвил Ахиллес несравненный
В день, как и град разорил киликийских народов…
Фиву высоковоротную…
Братья мои однокровные (семь оставалось их в доме)
Все, и в единый день переселились в обитель Аида,
Всех злополучных избил Ахиллес, быстроногий ристатель.
(Ил. 6. 414)

И подвластные Минету также потеряли своих вождей и город:

…и Эпистрофа сверг и Минета…
…и обитель Минета разрушил.
(Ил. 2. 692; 19. 296)

Лелегов же Гомер изображает участниками битв, когда говорит так:

К морю кариян отряды и стрельцов криволуких пеонов,
Там же лелегов дружины, кавконов…
(Ил. 10. 428)

И в другом месте:

Сатания смертного пробил, налетев с изощренною пикой,
Сатания, Энопа сына, которого нимфа Неида
Энопу, пастырю стад, родила на берегах Сатниона.
(Ил. 14. 443)

Ведь их род не настолько прекратился, чтобы они не могли составить самостоятельно какой-нибудь отряд, тем более что царь их еще оставался в живых:

Альта, который над племенем царствует храбрых лелегов;
(Ил. 21. 86)

город их также был совершенно разрушен; ведь поэт прибавляет:

Градом высоким Педасом у вод Сатниона владея.
(Ил. 21. 87)

Тем не менее в "Списке" Гомер пропустил их, не считая их отряд достаточно значительным, чтобы поместить его там, или потому, что он перечислял их вместе с подвластными Гектору в силу их столь близкого родства. Ведь Ликаон, брат Гектора, говорит:

…кратковечным родила
Матерь меня Лаофоя, дочь престарелого Альта,
Альта, который над племенем царствует храбрых лелегов.
(Ил. 21. 84)

Книга 14. Иония, Кария, Памфилия, Киликия.
Глава 1.

(3) Ферекид утверждает, что на этом побережье раньше карийцы владели Милетом, Миунтом, областью вокруг Микале, а непосредственно следующую часть побережья до Фокеи, Хиоса и Самоса, где правил Анкей, занимали лелеги. Оба эти племени, по его словам, под натиском ионийцев отступили в остальные части Карии. …

(4) … После отделения от эфесцев смирнейцы отправились походом в ту местность, где теперь Смирна, которой владели лелеги. Вытеснив лелегов, они основали древнюю Смирну, почти в 20 стадиях от современной.

(6) По сообщению Эфора, это место впервые основали и укрепили над морем критяне, там, где теперь расположен древний Милет. Сарпедон вывел туда поселенцев из критского Милета и назвал город по имени критского города; местностью этой прежде владели лелеги. …

(21) В городе Эфесе вначале жили карийцы и лелеги; Андрокл изгнал их и поселил большинство прибывших с ним колонистов вокруг Афинея и источника Гипелея, захватив, сверх того, и область на склонах горы Корреса. Таково было население Эфеса до времени Креза…

Глава 2.

(27) Из множества рассказов о карийцах общепринятым считается тот, согласно которому карийцы были подвластны Миносу (они назывались тогда лелегами) и жили на островах; затем, переселившись на материк, завладели большой частью побережья и внутренней области страны, отняв ее у прежних владельцев, главным образом лелегов и пеласгов. Однако, часть владений у них отняли греки - ионийцы и дорийцы. Свидетельством их пристрастия к войне служат рукоятки щитов, изображения на щитах и султаны на шлемах, которые все называются "карийскими". По крайней мере Анакреонт говорит:

Сюда продень твою руку сквозь
Рукоятку щита карийского.
(Фрг. 87. Крузиус)

И Аклей говорит:

Потрясая султаном карийским…
(Фрг. 22. Бергк)

(28) Когда Гомер говорит:

Масфлес вел говорящих наречием варварских каров.
(Ил. 2, 867)

то нет основания спрашивать, почему он, зная столько варварских народностей, упоминает только о карийцах, как о "говорящих наречием варварским", но нигде не говорит о варварах.

Глава 5.

(22) Аполлодор в своей книге "О списке кораблей" утверждает следующее: все союзники троянцев из Азии, перечисленные Гомером, были жителями полуострова, самый узкий перешеек которого, находится между самым отдаленным углублением у Синопы и Иссом. …

(23) Эфор утверждал, что на этом полуострове обитало 16 племен, из них 3 эллинских, а остальные - варварские, исключая смешанные; на море: киликийцы, вифинцы, пафлагонцы, мариандинцы, троянцы и карийцы; писидийцы же, мисийцы, халибы, фригийцы и милийцы - в глубине страны. Обсуждая эти данные, Аполлодор замечает, что племя галатов - семнадцатое племя - моложе времени Эфора и что из упомянутых племен эллинские еще не поселились здесь в эпоху Троянской Войны, а варварские с течением времени подверглись сильному смешению. Гомер называет в "Списке" племена троянцев и так называемых теперь пафлагонцев, мисийцев, фригийцев, карийцев и ликийцев, затем меонийцев вместо лидийцев и другие неизвестные народности, как например глазонов и кавконов. Помимо тех, что в "Списке", упоминаются китии, солимы, киликийцы с равнины Фивы и лелеги. Памфилийцев же, вифинцев, мариандинов, писидийцев, халибов, милийцев и каппадокийцев поэт даже не упоминает, потому что одни еще не поселились в этих местностях, другие же входили в состав других народностей, например гидрии и термилы были смешаны с карийцами, а долионы и бебрики - с фригийцами.

Павсаний.

Книга 1. Аттика.

(44. 5) Есть здесь и акрополь, тоже называемый Нисея. Если спустится с акрополя, то у моря есть могильный памятник Лелега, о котором передают, что он царствовал здесь, прибыв из Египта, и что он был сыном Посейдона и Ливии, дочери Эпафа; около Нисеи находится небольшой остров Миноя.

Книга 3. Лаконика.

(1. 1) За Гермами к западу начинается уже Лаконская область. Как рассказывают сами лакедемоняне, автохтоном (коренным жителем) в этой земле был Лелег, который и был первым ее царем. У Лелега было двое сыновей, (старший) Милет и младший Поликаон. Куда и по какой причине выселился Поликаон, я скажу в другом месте. 2. По смерти Милета, власть принял его сын Эврот. Стоячую воду с равнины, которая заболачивала ее, он отвел в море, прорыв канал. Когда вода болота была спущена, а оставшаяся образовала речной поток, он назвал его Эвротом. Так как у него не было потомства мужского пола, он оставил царство Лакедемону, матерью которого была Тайгета, от имени которой получила свое название и гора, а отцом, по народной молве, ему доводился сам Зевс. 3. Лакедемон был женат на Спарте, дочери Эврота. Как только он получил власть, то прежде всего всей стране и всему населению он дал свое имя, а затем выстроил город и назвал его по имени жены; и до наших дней этот город называется Спартой. Амикл, сын Лакедемона, желая в свою очередь оставить по себе какую-нибудь память, основал в Лаконике маленький городок. Из двух бывших у него сыновей Гиакинфа, младшего и очень красивого, постигла смерть раньше отца; могила Гиакинфа - в Амиклах, под статуей Аполлона. По смерти Амикла власть перешла к старшему из его сыновей Аргалу, а затем по смерти Аргала - к Кинорту. У Кинорта был сын Эбал. 4. Этот последний взял себе в жены Горгофону, дочь Персея, из Агроса и имел от нее сына Тиндарея. С ним вступил в спор из-за царства Гиппокоонт и требовал себе власти под предлогом старшинства. Соединившись с Икарием и с теми, кто восстал вместе с ним, он оказался намного сильнее Тиндарея и заставил, как рассказывают лакедемоняне, Тиндарея в страхе бежать в Пеллану. У мессенян же относительно его есть такое предание, что Тиндарей бежал в Мессению и прибыл к Афарею, а Афарей, сын Периера, был братом Тиндарея по матери, - что он, по их словам, поселился в Месении, в Фаламах и что, когда он жил здесь, родились у него все дети. Позже Тиндарей возвратился назад в Лаконику при содействии Геракла и вновь вернул себе власть. Тиндарею наследовали его сыновья; затем царствовал здесь Менелай, сын Атрея, зять Тиндарея, а после него Орест, муж Гермионы, дочери Менелая. При возвращении гераклидов в царствование Тисамена, сына Ореста, Мессена и Аргос достались на их долю, первая - Темену, второй - Кресфону.

(12. 4) … Если идти дальше по Афетаиде, то встречаются святилища героев - Иона, жившего, как думают, во времена Лелега или Милета … есть святилище и самому Лелегу.

(19. 9) Название Ферапны произошло от имени дочери Лелега. В этом месте есть храм Менелая, и говорят, что здесь похоронены и Менелай, и Елена.

Книга 4. Мессения.

(1. 1) … Страну эту (Мессению), прежде бывшую безлюдной, по их словам, заняли первые поселенцы следующим образом. По смерти Лелега, который царствовал в нынешней Лаконике, в то время называвшейся по его имени Лелегией, власть получил старший из его сыновей Милет, а Поликаон был младшим по возрасту и потому остался просто частным человеком до тех пор, пока не женился на Мессене, дочери Триопа, внучке Форбанта из Аргоса. Гордясь своим отцом, который и влиянием и силой превосходил всех тогдашних эллинов, Мессена не пожелала, чтобы ее муж был частным человеком. И вот, собрав войско из Аргоса и из Лакедемона, они направились в эту страну, и всей этой земле было дано название Мессены от имени жены Поликаона.

(36. 1) Из Мофоны, приблизительно на расстоянии ста стадий, идет дорога до вершины Корифасиона; на ней находится Пилос. Построил его Пилос, сын Клесона, приведя из Мегариды занимавших ее тогда лелегов. Но он не воспользовался тем городом, который он выстроил, будучи изгнан Нелеем и пеласгами, пришедшими из Иолка. Уйдя отсюда в соседнюю область, он занял там Пилос в Элиде.

Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.

ЛЕЛЕГ, (LELEX), (Λελεζ).
1. Один из первоначальных обитателей Лаконии, которая была названа Лелегией по имени ее первого короля, Лелега. Он был женат на Наяде Славокарии, от которой у него родились Мул, Полукон, и Еврот. В Спарте у него был Героон (место культа на могиле) . (Appolod. 3. 10. 3; Paus. 3. 1. 1. 4; 4. 1. 2.) Некоторые сообщают, что его жену звали Перидья, а детей - Мул, Полюклон, Бомолок и Ферапне; в то время как Евротус представлен как сын Мула и как правнук Лелега. (Schol. Ad. Eurip. Orest. 615). Согласно другим легендам, Лелег представлен как сын Спарта, и как отец Амукла. (Steph. Byz. S. v. Λακεδαιμων).
2. Сын Посейдона и Любии, дочери Епафуса. Его считают предком всех Лелегов, и говорят, что он иммигрировал в Грецию из Египта, где он стал правителем Мегары; его могилу показывали в подножье Низеи, Мегарского Акрополя. (Paus. 1. 44; Ov. Met. 7, 8). Брат Агенора и Белуса.
3. Один из Калидонских охотников.

A Dictionary of Greek and Roman Geography

ЛЕЛЕГИ (LELEGES) (Λελεγες)
Древний народ, проживавший по всей Греции, прилегающим островам, и побережью Азии, до прихода Эллинов. Они были так широко распространены, что мы должны либо предположить, что имя "лелеги" было описательным и применялось к описанию многих племен, либо это было именем одного племени, которое позже распространилось и на остальные племена. Страбон (7. стр. 322) считал, что лелеги - это смешанный народ, и склонялся к тому, что их имя было каким-то образом связано со следующим (τo συλλεκτoυς γεγoνεναι). Их можно рассматривать, так же как и пеласгов вместе с остальными ранними жителями Греции, как членов одного великого индоевропейского народа, который постепенно смешался с Эллинами, и, таким образом, перестал существовать, как независимый народ.
Самое ясное утверждение древних авторов относительно происхождения лелегов принадлежит Геродоту, который сообщает, что имя лелеги было древним именем карийцев (Геродот 1. 171). Один из авторов позднего времени рассматривал лелегов как находящихся в таком же родственном отношении к карийцам, как хелоты к лакедемонянам, а пенесты к фессалийцам. (Athen. 6.) У Гомера лелеги и карийцы описаны как одно и то же племя, союзное троянцам. (Ил. 10. 428) Лелегами правил Альт, тесть Приама, и житель города Педасус у подножья Иды. (Ил. 21. 86) Страбон сообщает, что лелеги и карийцы когда-то проживали по всей Ионии, и что могилы и укрепления лелегов были разбросаны по территории Милезия и по территории всей Карии. Он также говорит, что эти два племени были настолько смешаны друг с другом, что их часто рассматривали как одно единое племя. (Страбон 7. стр. 321, 13. стр. 611) Так что скорее всего существовала какая-то тесная связь между этими двумя племенами, хотя все же они чем то отличались друг от друга. Наверное, лелеги когда то занимали значительную часть западного побережья Малой Азии. Они были самыми ранними нам известными жителями Острова Самос. (Athen. 15.) связь между лелегами и карийцами возможно послужила основанием Мегарийским легендам о том, что в двенадцатом поколении после Кара, Лелег прибыл из Египта в Мегару и дал свое имя ее народу (Павс. 1. 39. 1); однако их египетское происхождение было придумано позже, когда распространилась мода приписывать Египетские истоки Греческой цивилизации. Правнук этого Лелега, говорят, основал колонию мегарийских лелегов в Мессении, где они основали Пилос, и оставались там до тех пор, пока не были изгнанными оттуда Нелеусом и пеласгами из Йолкоса; после чего они захватили Пилос в Элисе. (Павс. 5. 36. 1). Лакедемонийские легенды, с другой стороны, представляют лелегов как коренных жителей Лаконии; они говорят о Лелеге как о первом коренном жителе их земли, от которых эта территория стала называться Лелегией и люди проживающие на ней - лелегами; и сын этого Лелега, говорят, был первым правителем Мессении. (Павс. 3. 1; 4. 1.). Похоже, что Аристотель считал, что Левкадия, или же западная часть Акарнании, как изначальную землю лелегов; согласно этому писателю, Лелег был коренным жителем Левкадии, от которого и произошли телебои, древние жители Тафийских островов. Он также считал, что они идентичны локрийцам, мнение, которое он похоже почерпнул у Гесиода, который говорил о лелегах как о подданных Локра, и происшедших из тех же камней, из которых Девкалион создал людей, чтобы заселить сушу после потопа. (Страбон 7. стр. 321, 322). Поэтому то всех жителей Парнаса, - локрийцев, фокейцев и беотийцев, и др., иногда описывают как лелегов.

Глава 6 Глава 7.2